ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

"Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
МЕНЮ

Главное меню

17
января
2021

1 ЗАНЯТИЕ: СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ 18 ЯНВАРЯ 2021 г.

 

Игра – основное  условие радостного детства и  средство

 всестороннего, гармоничного развития ребенка.

Я.А. Коменский

Это высказывание очень точно отражает современные требования к дошкольному образованию… Размышления воспитателя о детской игре в сочинении на заданную тему «Сохраняя прошлое - создаём будущее» Соловьёвой В.А., участника заочного тура областного конкурса «Учитель года – 2020»

Сочинение смотрите здесь:

 

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.

Немного теории…

Сюжетно-ролевая игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

Структурные компоненты СРИ:

  1. Сюжет – сфера деятельности, которая отражается в игре
  2. Содержание игры – что конкретно отражается в играх
  3. Игровая (воображаемая, мнимая) ситуация – совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением.
  4. Замысел – план действий, задуманный играющими.
  5. Роль – это образ, который ребёнок изображает в игре.
  6. Ролевое (игровое) действие – это деятельность ребёнка в роли (определённая комбинация последовательности действий, характеризующих ролевое поведение)
  7. Ролевое (игровое) взаимодействие предполагает осуществление взаимоотношений с партнёром (партнёрами) по игре, диктуемых ролью.
  8. Правила игры – это порядок, предписание действий в игре. Как указывал Л.С. Выготский, всякая ролевая игра – это игра с правилами, имеющимися внутри той роли, которую берёт на себя ребёнок.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

- Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).

- Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

- Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)

- Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т.д.

 f81e6bd12e7a7d428a0d9e373646b0ce-2.jpg

В программе «Детство»  определены задачи и содержание   игровой деятельности. Можете с ними познакомиться

Задачи и содержание сюжетно-ролевых игр смотрите здесь:

 

В таблице представлены основные направления и способы развития игровой деятельности по возрастам.

234567890.png

 3456789.png

Просмотрите 2 видеоматериала по организации игровой деятельности.

1) «Мы играем в пожарных», старшая группа. Воспитатель Логинова Светлана Михайловна.

2) «Играют малыши», младшая группа. Видеоролик с сайта воспитателя Репницыной Светланы Николаевны, призёра областного конкурса «Учитель года – 2020»

В «Анкете участника» оцените реализацию задач и содержания игровой деятельности по каждой возрастной группе.

 

Снова вернёмся к таблице, согласитесь, что основным способом развития игровой деятельности является поддержка  ИНТЕРЕСА.

Интерес – сложное и значимое для ребёнка образование, изначальная форма субъектных представлений. Интерес выступает стимулятором, важнейшим побудителем любой деятельности, обуславливает избирательный характер проявления активности.

Интересы формируются под влиянием множества условий, ведущими из которых выступают:

- общение со взрослыми,

- педагогически организованная окружающая среда, располагающая к освоению социального опыта, проявлению активности, преобразованию окружающей действительности.

Интерес служит основным мотивом, побуждающим ребёнка к деятельности. Чем шире и устойчивее интересы детей, тем больше шансов , что игровая деятельность их будет продуктивной и увлекательной.

Важно поддерживать и развивать интерес детей к игре через:

  • обогащение её содержания;
  • «деятельностно-опосредованное», эмоционально насыщенное взаимодействие педагога с детьми;
  • поддержку поисково-творческих, самостоятельных действий.

!Таким образом, для развития игровой деятельности важно:

- выбрать эффективные методы взаимодействия педагога с детьми

- организовать РППС

Одним из эффективных методов обогащения содержания игры являются ситуации игрового взаимодействия.

3456789.png

Просмотрите ситуацию игрового взаимодействия с детьми среднего, старшего дошкольного возраста «Поможем Красной Шапочке», воспитатель Черепанова Светлана Борисовна.

В «Анкете участника» проанализируйте эффективность использования игровых заданий, пособий для развития игровых умений.

 

Светлана Борисовна использовала  интересные  пособия для организации игровой деятельности детей:

- дидактическая игра «Испечём пироги» (алгоритм «Какие продукты нужны для теста»)

- сервируем стол к чаепитию (картинки на магнитной ленте)

- украсим торт, пирожное… (двусторонние липучки, пуговицы, элементы для украшения)

- пироги с разной начинкой (игра-шнуровка)

- ширма – витрина для сюжетно-ролевых игр (прищепки, прищепки с липучками, картинки с ценами-кружками)

 

В материалах ГПО (апрель 2020)  «Условия реализации принципа индивидуализации в образовательной деятельности» был представлен видеоматериал совместной деятельности  с детьми старшего, среднего «Путешествие в город профессий» Логиновой С.М.

Цель: создание условий для обогащения содержания сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности.

Это тоже будет являться ситуацией игрового взаимодействия.

Светлана Михайловна продолжает работать над «строительством» города Профессий. Вашему вниманию представляем видео игровых ситуаций «Мы играем в банк»

Светлана Михайловна использует различные игровые пособия для поддержки интереса детей к отображению социальной действительности:

- карты-схемы изображения игровых действий

1fghj.jpg

2gj.jpg

3ukl.jpg

4uikil.jpg

- оригинальные атрибуты для игры, в том числе изготовленные педагогами и родителями воспитанников

Фотографии атрибутов смотрите здесь:

 

Педагоги ДОУ много внимания уделяют организации развивающей предметно пространственной среды игровых центров для активизации игровой деятельности детей.

- Приглашаем на виртуальную экскурсию в среднюю группу № 9. Воспитатели Серкова Наталья Николаевна, Другова Дарья Анатольевна.

Смотрите здесь:

- Проявление инициативы и активности в детей в организации игрового пространства является одним из способов активизации игровой деятельности. Соловьёва Валентина Александровна с детьми подготовительной группы организовала коллекцию новогодних украшений, которая с успехом используется для игры «Новогодний базар в гипермаркете»

Смотрите здесь:

3456789.png

Предлагаю побыть в роли экспертов,  посмотреть и оценить игру «Ветеринарная клиника» детей подготовительной группы, воспитатель Соловьёва Валентина Александровна.

Познакомьтесь с планом предварительной работы.

  1. Беседа о профессиях: ветеринар, хирург, медперсонал;
  2. Рассматривание медицинских инструментов фонендоскоп, налобное зеркало, тонометр, шпатель, термометр, пинцет …;
  3. Приглашение медицинской сестры в группу
  4. Беседа о домашних животных «А у меня дома…»
  5. Игра – презентация «Мой игрушечный питомец»
  6. Сюжетно – ролевые игры «Аптека», «Больница»
  7. Чтение книги К. Чуковского Доктор «Айболит», рассматривание иллюстраций к сказке.
  8. Чтение произведения Э. Успенского «Играли в больницу»
  9. Рассказы детей из личного опыта;
  10. Ситуативные игры «Когда у котенка заболела лапа…», «Когда у собаки холодный, мокрый нос…»
  11. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к игре.
  12. Создание с детьми дополнительных атрибутов для игры.

При планировании сюжетно-ролевых игр воспитатели ориентируются на интересы детей. Важно продумывать современные, близкие по значению детям сюжеты. Хорошим помощником для воспитателей детей старшего дошкольного возраста станет «Сборник сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие общения детей старшего дошкольного возраста» автор. Е.В.Васильева. – РК Инта: МБДОУ «Детский сад №32 «Родничок», 2017 – с.

Ссылка на сборник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/sbornik-syuzhetno-rolevykh-igr-napravlennykh-na-razvitie-obshcheniya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

 

Взаимосвязь  игры и психологической готовности к школе.

Крюкова Екатерина Владимировна,

педагог-психолог

 Почти все авторы, исследующие проблему психологической готовности к обучению в школе, уделяют особое внимание произвольности.  К началу школьного обучения ребенок должен научиться управлять своими желаниями,  эмоциями и поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения в той или иной ситуации, выполнять действие по образцу, на уроке слушать учителя  и говорить с разрешения учителя.

Н. И. Гуткина в книге «Психологическая готовность к школе» пишет «Маленький ребенок не может сознательно выполнять то, что ему не интересно и не нужно, но как только деятельность приобретает для него смысл, появляется и сознательное управление собственным поведением. Если ребенок прошел все стадии развития  игры и вступил в кризис семи лет, сопровождающийся появлением учебной мотивации, то у него как следствие, замечает автор, формируется психологическая готовность к обучению в школе». И связывает автор готовность к школьному обучению с произвольными формами общения - общением со взрослыми и сверстниками, которые формируются и развиваются в ходе ведущей деятельности дошкольника - в игре.

Это важно понять с точки зрения осознания роли игры в подготовке к школе. Новые формы общения, которые формируются в игре, открывают возможности для прогресса психических новообразований. А именно: новой формы общения ребенка со взрослым, взаимодействие со сверстниками и новое отношение к самому себе.

Дети, не готовые к обучению в школе, имеют существенные изъяны в развитии воображения и в сфере общения со взрослыми и сверстниками, что препятствует вхождению в кризис семи лет и успешному его прохождению. Психологи обращают внимание на то, что коррекционная работа с «трудными» школьниками, прежде всего, должна быть направлена на развитие и исправление воображения. Это важно озвучить педагогам ДОУ потому, что существует тесная связь воображения и игры.

Воображение это и предпосылка игры и продукт игры и сама игра.

Освоение ребенком всех видов детской  игры способствует появлению особой внутренней позиции, характеризующей высокий уровень развития произвольного воображения.Частые трудности в обучении в школе связаны с недисциплинированностью, не подчинением правилам учителя.
Это связано с тем, что игры детей были направлены не на социальные отношения между людьми (Д.Б.Эльконин)

Если корректировать только социальные отношения у ребенка, то работа строится в несколько этапов. Приемы, которые используют психологи, вполне доступны и педагогам ДОУ.

Как создать условия для ориентации детей на социальных отношениях внутри игры?

  1. На первом этапе взрослый является партнером ребенка по игре. Его роль заключается в провоцировании ребенка на разные поступки. Например, играя в парикмахерскую, взрослый может играть роль очень капризного клиента, которому не нравится, как его обслуживают. Он говорит: «У вас очень тупые ножницы, вы больно дергаете мои волосы» или «Что у вас за расчески, разве можно сделать приличную прическу такими расческами?». В другой раз взрослый может сыграть роль любопытного клиента, который спрашивает у мастера, какая прическа считается модной в этом сезоне, какую прическу ему лучше сделать, в какой цвет можно покрасить волосы.

Ребенок может попробовать себя в роли клиента, покупателя, продавца, врача, кассира.

Развивая воображение, лучше не использовать игрушки ( наборы парикмахера, доктора), при помощи которых можно производить соответствующие действия. Это дает возможность, во-первых, использовать предметы-заместители, а во-вторых, переходить к обобщенной форме: «Как будто я уже сделала укол», «Как будто я уже сделала прическу». В случае если ребенку трудно подыскать предмет-заместитель, взрослый может предложить палочку, символизирующий щприц, или подсказать в вербальной форме. При такой организации игровой деятельности дети учатся играть, ориентируясь на социальные отношения, и обучаются способам реализации игры.

  1. Далее ребенок может играть с куклой или мишкой, символизирующими в данной игре его партнера. Это заставит ребенка играть за двоих. Ребенок уже закрепит способы действия с предметами-заместителями, и сможет удерживать целостный контекст игры, что является необходимым условием развития воображения.
  2. Следующий этап направлен на развитие умения понимать смысл деятельности, задаваемый другими, и уметь задавать смысл совместной с партнером деятельности.

Детям можно предложить перевоплотиться в какое-либо животное или сказочного героя и продемонстрировать его характерные черты. Взрослый угадывает, кто изображается.

Далее ребенок должен понять, что придумал и показал взрослый.

  1. Следующий этап - совместное рисование. На этих занятиях взрослый и ребенок по очереди показывают друг другу свои рисунки и рассказывают о том, что на них изображено. Потом можно предложить ребенку со взрослым сделать рисунок и рассказать кому-то третьему, что нарисовано.

Нравится детям и вариант  совместной сюжетной картины. Сначала взрослый и ребенок рисуют каждый свой рисунок, потом два рисунка склеивают и дорисовывают то, что могло бы соединить нарисованное в один рисунок. Взрослый помогает придумывать дополнения к рисунку. По окончании этого этапа ребенок учится задавать свой контекст и встраиваться в чужой.

  1. Следующий этап обогащения игры начинается с занятия, на котором ребенку предлагается поиграть в какую-нибудь игру, а затем рассказать взрослому, во что играл. Как правило, дети не справляются с этой задачей. Рассказы сумбурны, забывают  некоторые детали. Поэтому сначала взрослый задает вопросы. Помогая последовательно, ясно и четко рассказать  в какую игру играл.

На следующих этапах ребенок научается составлять рассказ по своему рисунку. После того, как ребенок научился составлять рассказ по своему рисунку, следует предложить ему, прежде чем нарисовать рисунок, рассказать о нем (рассказ и рисунок меняются местами).

Предварительный рассказ поможет решить проблему планирования, что, по мнению многих исследователей, имеет непосредственное отношение к готовности детей к обучению в школе.

При этом меняется организация изобразительной деятельности. Существенно меняется качество детских рисунков: они становятся более насыщенными, в них много действия, ярче световая гамма.

Далее можно порекомендовать педагогам,  учить детей сочинять коллективные сказки. Сначала взрослый берет на себя роль руководителя и помощника, но постепенно дети должны сами научиться, без помощи взрослого, сочинять сказки со множеством разных сюжетных поворотов.

Содержание всех этапов обогащения игры позволит существенно расширить воображение детей, коммуникативные возможности, способствующие психологической готовности  к обучению в школе.

Изучение разных видов игр показало, что,  несмотря на то,  что они строятся на основе воображаемой ситуации, механизм расхождения видимого и смыслового поля у каждого из видов  игры свой. Так,  воображаемая ситуация, лежащая в основе сюжетно-ролевой игры состоит из сопряженных ролей, игра с правилами - правило; образная игра для своего развития нуждается в воображаемой ситуации, созданной на основе образа; способность ребенка играть в режиссерскую игру связана с умением соединять различные предметы в единый сюжет.

Все виды игр, которые разыгрываются в дошкольном детстве, имеют непреходящее значение в развитии ребенка.

 

Уважаемые педагоги, у Вас есть возможность стать «соавторами» ГПО «Сюжетно-ролевые игры» и представить свои материалы на муниципальном уровне.

Это могут быть:

-  игровые пособия, атрибуты с описанием изготовления и вариантов использования;

- видео или презентация сюжетно-ролевой игры;

- перспективное планирование организации сюжетно-ролевых игр.

электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

контактные телефоны: 2-55-28, 89216702734

© 2016 - 2024. "Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка".
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!