С 01.09.2021 года каждое дошкольное учреждение реализует разработанную педагогическим коллективом Рабочую программу воспитания, которая определяет уклад – общественный договор участников образовательных отношений, описывающий предметно-пространственную среду, деятельность и социокультурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка жизни ДОО, способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОО).
Какие формы организации воспитательного события станут основой уклада дошкольной организации? Этот вопрос актуален для всех.
В рамках нашего ГПО мы попробуем найти интересные, эффективные формы для организации воспитывающей среды.
Начнём с познавательного направления воспитания.
1 тема: «Формирование ценности знаний у детей в рамках познавательного направления воспитания»
- Рабочая программа воспитания: основные направления и формы реализации.
- Формы организации воспитательного события:
- Квест: особенности использования различных версий.
- Интеллектуальный тренинг: варианты проведения.
- Детские исследовательские проекты
- Воспитывающая функция среды.
- Рабочая программа воспитания: основные направления и формы реализации.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания.
Инициировать проявление активности, самостоятельности, инициативы в познавательной деятельности - задача Рабочей программы воспитания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.).
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего задачи воспитания.
Основой воспитательной работы ДОО являются событийные мероприятия, в соответствии с возрастом, направленностью и интересами воспитанников.
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОО, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.
Мы рассмотрим варианты организации разных форм воспитательных событий на примере реализации тем «Зимушка-зима» и «Новый год».
- Формы организации воспитательного события.
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики:
- Предметно-целевая - виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками.
К такому виду деятельности можно отнести квест-игры. Квест - англ. quest, или приключенческая игра (англ. adventure game).
Форма организации образовательной деятельности в виде квест-игр нестандартна, интересна и увлекательна для детей. Использование квест-игр в детском саду позволяет значительно расширить рамки образовательного пространства.
Онлайн-версия квеста позволяет организовать игру вместе с родителями. Один из вариантов - квест выходного дня «Котласские коты».
Разработчик: Ступина Юлия Александровна, учитель-дефектолог.
Офлайн-версия квеста – замечательный вариант командной игры со сверстниками. Разработка квеста «В поисках клада…» (старшая группа)
Разработчики: Соловьёва Валентина Александровна, Фалько Карина Артёмовна.
- Культурные практики - активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт.
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг — система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Игра-соревнование «Лучше всех»
Разработчики: Логинова Светлана Михайловна, Нагибина Нина Фёдоровна, Корнякова Ольга Владимировна.
Игра разработана для детей старшей, подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с нарушением зрения.
Для организации игры нужны:
- Экран достижений. Это таблица, в левом столбике которой – дети,
в верхней строке – облака – обозначение сложности заданий (белое – простое, голубое – средняя сложность, синее – сложное)
Снежинками дети отмечают выполнение задания. Они тоже разные – белые, голубые, синие. После выполнения всех заданий ребёнок получает большую снежинку и медаль «Лучше всех»
- Папки с заданиями.
Цифры и знаки на папках обозначают направленность заданий:
1) Знак вопроса – самый внимательный
2) Буквы – играем с буквами
3) Цифры – играем с цифрами
Цвет папок определяет сложность заданий (белый – простое, голубой – средняя сложность, синий – сложное)
Каждая картинка с заданием заламинирована, дети выполняют, а затем стирают.
1) Задания «Самый внимательный»
- Простые задания (белая папка): «Собери снежинку» - разрезная картинка, «Продолжи ряд», «Обведи по точкам», «Подбери снежинки по контуру», «Найди недостающую снежинку», «Найди тень снежинки».
- Задания средней сложности (голубая папка):
«Собери сломанные снежинки»,
«Какие снежинки кружатся?» (подобрать карточку с такими же снежинками, как на картинке)
- Сложные задания (синяя папка)
«Собери снежинку», «Снежинки на окне» – усложнённый вариант игры «Собери картику» (16 квадратов)
2) Задания «Играем с буквами»
- Простые задания (белая папка): «Найди одинаковые буквы»
- Задания средней сложности (голубая папка):
«Дорожка к ёлочке» (пройди по дорожке, сосчитай количество слогов и подбери картинку)
«Укрась ёлочку» (подбери картинки на звук «л», «р»)
- Сложные задания (синяя папка)
«Расшифруй задание снегурочки», «Запомни стихотворение» (читающий ребёнок читает или воспитатель, ребёнок запоминает с помощью опорных картинок и рассказывает), «Разгадай кроссворд», «Прочитай зимние слова» (по первым звукам определить слово)
3) Задания «Играем с цифрами»
- Простые задания (белая папка): «Сосчитай правильно», «Посчитай снежинки», «Расставь цифры по порядку»
- Задания средней сложности (голубая папка): «Сосчитай и раскрась»,
«Найди место снежинке» (в таблице в левом столбике – цифры, в верхней строке – цветные снежинки). Задание выполняется в паре. Один даёт задание (9, зелёная) другой находит место снежинке
- Сложные задания (синяя папка): «Путешествуем по клеточкам», «Сосчитай и раскрась»
«Соедини по точкам»
Отзывы педагогов группы:
… Игра увлекла детей.
… Замечательная идея организации детей и контроля знаний. Будем подбирать папки по сезонам и темам. Это работает.
… Экран повысил активность выполнения заданий, дети учатся соревноваться, оценивать себя.
Отзывы детей:
… Я хочу выполнить все задания.
… Мне нравится самому выбирать задание.
Уважаемые коллеги, если Вас заинтересовала эта игра, можете воспользоваться игровыми заданиями. Смотрите здесь:
Игра-викторина «Зимние задания»
Разработчик: Другова Дарья Анатольевна. Игра разработана для детей старшей группы.
Для организации игры нужны:
Игровое поле, кубик, картинки для выкладывания фишек, таблички с вопросами, маленькие игрушки-фишки для каждого ребёнка.
Карточки с заданиями:
- Карточки по безопасности Смотрите здесь:
- Карточки по математике Смотрите здесь:
- Карточки по окружающему миру Смотрите здесь:
- Карточки по речевому развитию Смотрите здесь:
- свободная инициативная деятельность ребенка - его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей.
С целью инициирования проявления активности, самостоятельности, инициативы детей старшего дошкольного возраста в познавательной деятельности был организована
видеотека САМ ПОЗНАЮ МИР.
Педагоги, дети и родители подготовительных групп приняли участие в пополнении видеотеки, которая успешно была использована в дни новогодних каникул. Устраивались совместные просмотры, самые интересные размещены на сайте ДОУ, вкладка: «Новогодние каникулы с детьми».
«САМ ПОЗНАЮ МИР» - это лучший способ достижения целевых ориентиров в познавательном направлении воспитания: «любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной деятельности, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.
- Индивидуальные детские исследовательские проекты
- Деды Морозы разных стран
- Где живёт Снегурочка, Дед Мороз, Зимушка-зима?
- Кто не боится холода?
- Зимние эксперименты
- Замораживание воды
- Эксперименты со снегом
- Воспитывающая функция среды.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
Воспитывающая среда определяется, с одной стороны, целями и задачами воспитания, с другой – духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками и строится по трем линиям:
- «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, насыщая ее ценностями и смыслами. Особая роль отводится художественному оформлению помещений: спокойные тона стен, красивые занавески на окнах, с чувством меры подобранные украшения. Очень важна эстетика быта, оформление помещений.
- «от совместности деятельности ребенка и взрослого»: воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания. На каждом занятии воспитатель ставит перед собой помимо обучающих и развивающих – воспитательные задачи. Особенно важно для педагога детского сада: спокойная манера держаться и разговаривать; приветливость, умение выбирать приемы, соответствующие настроению ребенка – вовремя пошутить, успокоить, доверительно поговорить. Воспитатель для ребенка пример во всем. В манере разговаривать, одеваться и т.д. Речь должна отвечать нормам литературного языка, быть внятной и, что очень важно, неторопливой.
- «от ребенка»: воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым.
Адвент – календарь или календарь ожидания Нового года.
Разработчики: Максименко Светлана Владимировна, Алексеева Ирина Николаевна
Актуальной идеей для нашей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР стало создание адвент-календаря, который превращает ожидание праздника Нового года в увлекательную, развивающую и познавательную совместную деятельность детей, их родителей и педагогов.
Такой календарь удачно вписывается в систему планирования педагогом образовательной деятельности по теме недели (лексической теме), не ограничивая проявления творчества и вариативности в подборе содержания мероприятий, видов и форм детской деятельности.
Адвент-календарь является эффективным средством образования и воспитания детей: календарь служит средством привлечения внимания дошкольников, а желание открыть его карманы — мотиватором к выполнению заданий и получению конечного результата деятельности, таким образом способствуя развитию самостоятельности, повышению самооценки у ребенка и воспитанию ценности знаний.
Что такое адвент-календарь? Это календарь ожидания чего-то: праздника, дня рождения, каникул или увлекательной поездки и др.
С историей появления адвент-календаря и вариантами оформления можно познакомиться тут: «История создания и варианты адвент-календарей»
Создание и наполнение Адвент-календаря - это творческий процесс, но всё же следует придерживаться некоторых правил:
1. Стиль оформления должен соответствовать тематике праздника.
Наш календарь (смотрите здесь: «Календарь ожидания Нового 2022 года») - очень яркий и привлекательный, оформлен в виде подвесных кармашков с изображением животных на сосновой ветке. Такие кармашки дети придумывали и изготавливали в творческой мастерской совместно с педагогом.
2. Определённое место календаря.
Календарь размещен на видном месте (входная дверь в групповое помещение) и напоминает детям о том, что праздник приближается. Календарь доступен для детей: каждый ребёнок может свободно подойти к нему, рассмотреть и посчитать дни.
3.Присутствие тайны.
Дети очень любопытны, а наличие кармашков создаёт интерес и предвкушение сюрприза. Варианты заданий и способы их преподнесения детям разнообразны: в кармашках дети могли найти записки от Деда Мороза, карты с указанием места задания, электронные послания (сообщения на телефон) и другие.
4. Очень важное правило адвент-календаря – каждый день новое задание.
Любопытный ребёнок может захотеть увидеть сразу все задания и сюрпризы, поэтому задания добавляются ежедневно. Исключением не были и выходные: задания предлагались для совместной деятельности с детьми дома через группу «ВКонтакте».
5. Задания должны быть приятными, интересными и соответствовать возрасту и возможностям детей.
Они могут быть разной направленности: раскрасить картинку, выучить стихотворение, сделать аппликацию, отгадать загадки, поиграть в новую игру и т.д.; а могут быть объединены одной темой: «Покормите птиц зимой», «Где живут новогодние персонажи: Дед Мороз, Снегурочка, Зимушка- зима?» и др.
Задания для календаря:
9 декабря |
Задание от Деда Мороза: «Освободить постройки на участке от снежного плена» - дети на прогулке очень усердно трудились: очистили снежную крепость и сделали снежколепом запасы снежков и украшения на участке (елочки, снеговики); совместно с педагогами уплотняли снег на горке, а родители вечером помогли ее полить. |
10 декабря |
Задание от Деда Мороза: в конверте лежало птичье перо. Данное задание было фрагментом реализации лексической темы «Зимующие птицы». Дети отгадывали кроссворд, мастерили кормушку и решали проблему: «Чем можно и чем нельзя кормить птиц?» |
11 и 12 декабря |
Это были выходные и задания делали дети с родителями: каждому ребенку учителем-логопедом были подобраны стихотворения для заучивания. Рисунки детей, созданные по мотивам стихотворения, украсили новогоднюю выставку. |
13 декабря |
В этот день стартовала акция «Покормите птиц зимой!»: мы разместили свою кормушку на дереве и, с тех пор, подкармливая птиц, ведем наблюдение за ними. (смотрите презентацию «Покормите птиц зимой!») |
14 декабря |
Дети знакомились с главным символом Нового года – елочкой, рассматривали еловые и сосновые ветки, слушали и пели песни, решали экологическую проблему: «Как спасти елочку?», а в творческой мастерской - создавали нарядные красавицы. |
15 декабря |
Детей ждал сюрприз: дед Мороз неожиданно пришел к детям, узнать, как готовятся к празднику. Дети читали стихи, показывали свою выставку рисунков и рассказывали о снежных постройках на участке. Дед Мороз вручил детям приз - хоккейные клюшки. |
16 декабря |
Дети знакомились с новой игрой - хоккей: смотрели видео, изучали правила, мастерили ворота (опыт: замораживали в формах опоры для ворот из обруча), на прогулках учились управлять клюшкой и шайбой, забивать шайбу в ворота. |
17 декабря |
Украшение группы к празднику: рассматривание новогодних украшений, в творческой мастерской изготовление снежинок (из бумаги и синельной проволоки по схеме). Творческое задание: познакомиться с мастер-классами по изготовлению новогодних украшений. |
18 и 19 декабря |
Дети совместно с родителями выполняли задания Деда Мороза: украшали домашнюю елочку, придумывали свою историю по картине о том, как лесные зверята к Новому году готовятся. |
20 декабря |
Путешествие в прошлое «Истории из бабушкиного сундука» - дети познакомились со старинными елочными украшениями и новогодними открытками. Родители презентовали детям свои семейные коллекции старинных украшений. Результаты такой деятельности были оформлены в личных альбомах. Дети с огромным удовольствием рассматривали альбомы в группе и делились впечатлениями. |
21 декабря |
Рассматривание фотоальбома «Великий Устюг – резиденция Деда Мороза». Познакомились с почтой Деда Мороза, конструировали из бумаги новогодние конверты. Обсуждали и моделировали варианты написания письма деду Морозу (схемы рассказа). |
22 декабря |
В группе заработала почта Деда Мороза: в творческой мастерской дети рисовали на тему «Какой подарок я хочу получить на Новый год». |
23 декабря |
Дети получили видеообращение от Деда Мороза и решили создать ответное письмо. В речевом центре детям предлагалось записать видеописьмо Деду Морозу с использованием своих схем. |
24 декабря |
Праздник у новогодней елочки, фотосессия в карнавальных костюмах. |
25 и 26 декабря |
Дед Мороз предложил новое задание: узнать о жизни новогодних персонажей, которые прибыли к детям на утренник (Зимушка – Зима, Снегурочка, Баба Яга) - индивидуальные детские проекты. |
27 декабря |
День театра и инсценировок: показ детских зимних сказок. Презентация индивидуальных проектов детей. Знакомство с новой игрой-ходилкой «Путешествие по зимнему царству» (с познавательными заданиями). |
28 декабря |
Дед Мороз предлагает детям самостоятельно организовать конкурс. Проблемная ситуация «Как можно организовать конкурс» - знакомство с работой жюри конкурса, подготовка атрибутов. Организация конкурса новогодних стихотворений, в котором дети принимают на себя роль жюри и самостоятельно оценивают выступления сверстников. |
29 декабря |
Знакомство с новогодним персонажем – Снеговичком. Творческая мастерская «Изготовление снеговичков». Конструирование города снеговичков и организация режиссерской игры (смотрите презентацию «С днем рождения Снеговик»). |
30 декабря |
Создание новогоднего настроения: просмотр новогодних мульфильмов и прослушивание новогодних песен. |
31 декабря |
Задание от Деда Мороза: «Всем отличного настроения и интересных развлечений в новогодние каникулы!» |
Смотрите здесь: Фотоотчет «Календарь ожидания Нового года»
Как говорил Аристотель: «Познание начинается с удивления». И адвент- календарь «Ожидание Нового года» приятно удивил нас всех.
Лэпбук для детей младшего дошкольного возраста
Разработчик: Хумонен Ирина Николаевана с использованием интернет ресурса "Время Детей" https://vk.com/vremya_detei
Цель: закрепление и систематизация знаний по теме «Зима»
Задачи:
- Закреплять знания детей по теме «Зима»
- Способствовать совершенствованию и обогащению словаря детей
Игровые задания:
- Признаки зимы.
- Зимние явления природы.
- Зимние месяцы.
- Зимние забавы – дети рассматривают изображения и называют, что на них изображено. Педагог помогает детям придумать рассказ на основе личного опыта из 2-3 предложений.
- Зимние праздники – дети узнают, что это за праздники, как их отмечают, дети составляют рассказ, как в их семье празднуют новый год по наводящим вопросам.
- Как зимуют животные – дети вместе с педагогом отвечают на вопросы, где зимует медведь? (лиса, заяц, белка и т.д.), Что они делают зимой?
- Собираемся на прогулку – дети закрепляют названия предметов зимней одежды, составляют алгоритм одевания «Что сначала, что потом?»
- Зимние загадки.
- Зимние дорожки – дети обводят дорожки маркером, фломастером.
- Раскрась картинку.
- Найди пару –дети раскладывают рукавички по парам.
- Найди тень елочной игрушки.
- Снежные тучки – дети выполняют задание по инструкции: положи на первую тучку одну снежинку, а на вторую- много, положи на левую тучку одну снежинку, а на правую- три и т.д.
- Собери картинку – разрезные картинки из 2-4 частей
Для изготовления основы лэпбука использовались плотные листы (можно основу сделать из картона). Их необходимо заламинировать, с помощью брошюратора листы скрепляются между собой. Кармашки изготавливаются объемные (у заламинированных листов, прозрачные боковые и нижний край загибаются) и приклеиваются к основе на клей для потолочных плиток. Картинки с признаками зимы и явлениями природы прикрепляются на самоклеющуюся крепежную ленту (липучку).
Проект тайны звезд
Разработчик: Пятаева Анжела Александровна
«Использование интерактивных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников»
Разработчик: Боринская Ирина Александровна