ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

"Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
МЕНЮ

Главное меню

18
января
2022

Первое занятие: «Формирование ценности знаний у детей в рамках познавательного направления воспитания» 19.01.2022 г.

С 01.09.2021 года каждое дошкольное учреждение реализует разработанную педагогическим коллективом Рабочую программу воспитания, которая определяет уклад – общественный договор участников образовательных отношений,  описывающий предметно-пространственную среду, деятельность и социокультурный контекст.

Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка жизни ДОО, способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОО).

Какие формы организации воспитательного события станут основой уклада дошкольной организации? Этот вопрос актуален для всех.

В рамках нашего ГПО мы попробуем найти интересные, эффективные формы  для организации воспитывающей среды.

 

Начнём с познавательного направления воспитания.

 

1 тема: «Формирование ценности знаний у детей в рамках познавательного направления воспитания»

 

  1. Рабочая программа воспитания: основные направления и формы реализации.
  2. Формы организации воспитательного события:

- Квест: особенности использования различных версий.

- Интеллектуальный тренинг: варианты проведения.

- Детские исследовательские проекты

  1. Воспитывающая функция среды.

 

  1. Рабочая программа воспитания: основные направления и формы реализации.

 

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания.

Инициировать проявление активности, самостоятельности, инициативы в познавательной деятельности - задача Рабочей программы воспитания.

Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Задачи познавательного направления воспитания:

1) развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;

3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.).

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего задачи воспитания.

Основой  воспитательной работы ДОО являются  событийные мероприятия, в соответствии с возрастом, направленностью и интересами воспитанников.

Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности.

Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОО, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.

Мы рассмотрим варианты организации разных форм воспитательных событий на примере реализации тем «Зимушка-зима» и «Новый год».

 

  1. Формы организации воспитательного события.

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики:

- Предметно-целевая - виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками.

К такому виду деятельности можно отнести квест-игры. Квест  - англ. quest, или приключенческая игра (англ. adventure game).

Форма организации образовательной деятельности в виде квест-игр нестандартна, интересна и увлекательна для детей. Использование квест-игр в детском саду позволяет  значительно расширить рамки образовательного пространства.

Онлайн-версия квеста позволяет организовать игру вместе с родителями. Один из вариантов - квест выходного дня «Котласские коты».

Разработчик: Ступина Юлия Александровна, учитель-дефектолог.

 Смотрите здесь:

Офлайн-версия квеста – замечательный вариант командной игры со сверстниками. Разработка квеста «В поисках клада…» (старшая группа)

Разработчики: Соловьёва Валентина Александровна, Фалько Карина Артёмовна.

Смотрите здесь: 

 

- Культурные практики - активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт.

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой  характер.

Сенсорный и интеллектуальный тренинг — система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Игра-соревнование «Лучше всех»

Разработчики: Логинова Светлана Михайловна, Нагибина Нина Фёдоровна, Корнякова Ольга Владимировна.

Игра разработана для детей старшей, подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с нарушением зрения.

Для организации игры нужны:

Экран достижений. Это таблица, в левом столбике которой – дети,

в верхней строке – облака – обозначение сложности заданий (белое – простое, голубое – средняя сложность, синее – сложное)

Снежинками дети отмечают выполнение задания. Они тоже разные – белые, голубые, синие.  После выполнения всех заданий ребёнок получает большую снежинку и медаль «Лучше всех»

4636382.jpg

- Папки с заданиями.

Цифры и знаки на папках обозначают направленность заданий:

1) Знак вопроса – самый внимательный

2) Буквы – играем с буквами

3) Цифры – играем с цифрами

Цвет папок определяет сложность заданий (белый – простое, голубой – средняя сложность, синий – сложное)

24261843.jpg

Каждая картинка с заданием заламинирована, дети выполняют, а затем стирают.

1) Задания «Самый внимательный»

- Простые задания (белая папка):  «Собери снежинку» - разрезная картинка, «Продолжи ряд», «Обведи по точкам», «Подбери снежинки по контуру», «Найди недостающую снежинку», «Найди тень снежинки».

3626.jpg

46286.jpg

5635.jpg

6462.jpg

7456.jpg

8621.jpg

96214.jpg

104621.jpg

116.jpg

- Задания средней сложности (голубая папка):

«Собери сломанные снежинки»,

«Какие снежинки кружатся?» (подобрать карточку с такими же снежинками, как на картинке)

14 1654.jpg

15 365.jpg

- Сложные задания (синяя папка)

«Собери снежинку», «Снежинки на окне» – усложнённый вариант игры «Собери картику» (16 квадратов)

20 6456.jpg

21 263.jpg

21 12535.jpg

2) Задания «Играем с буквами»

- Простые задания (белая папка): «Найди одинаковые буквы»

12 56365.jpg

- Задания средней сложности (голубая папка):

«Дорожка к ёлочке» (пройди по дорожке, сосчитай количество слогов и подбери картинку)

«Укрась ёлочку» (подбери картинки на звук «л», «р»)

16 0635.jpg

17 36.jpg

- Сложные задания (синяя папка)

«Расшифруй задание снегурочки», «Запомни стихотворение» (читающий ребёнок читает или воспитатель, ребёнок запоминает с помощью опорных картинок и рассказывает), «Разгадай кроссворд», «Прочитай зимние слова» (по первым звукам определить слово)

22 682.jpg

23 89.jpg

24 653.jpg

25 5626.jpg

3) Задания «Играем с цифрами»

- Простые задания (белая папка): «Сосчитай правильно», «Посчитай снежинки», «Расставь цифры по порядку»

13 56.jpg

 - Задания средней сложности (голубая папка): «Сосчитай и раскрась»,

«Найди место снежинке»  (в таблице в левом столбике – цифры, в верхней строке – цветные снежинки). Задание выполняется в паре. Один даёт задание (9, зелёная) другой находит место снежинке

18 5563.jpg

19 5635.jpg

- Сложные задания (синяя папка): «Путешествуем по клеточкам», «Сосчитай и раскрась»

«Соедини по точкам»  

26 652.jpg

27 5562.jpg

28 625.jpg

Отзывы педагогов группы:

… Игра увлекла детей.

… Замечательная идея организации детей и контроля знаний. Будем подбирать папки по сезонам и темам. Это работает.

… Экран повысил активность выполнения заданий, дети учатся соревноваться, оценивать себя.

Отзывы детей:

Я хочу выполнить все задания.

… Мне нравится самому выбирать задание.

Уважаемые коллеги, если Вас заинтересовала эта игра, можете воспользоваться игровыми заданиями. Смотрите здесь:

 

Игра-викторина «Зимние задания»

Разработчик: Другова Дарья Анатольевна. Игра разработана для детей старшей группы.

Для организации игры нужны:

Игровое поле, кубик, картинки для выкладывания фишек, таблички с вопросами, маленькие игрушки-фишки  для каждого ребёнка.

 

Карточки с заданиями:

 

- свободная инициативная деятельность ребенка - его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей.

С целью инициирования  проявления  активности, самостоятельности, инициативы детей старшего дошкольного возраста в познавательной деятельности был организована

видеотека САМ ПОЗНАЮ МИР.

Педагоги, дети и родители подготовительных групп приняли участие в пополнении видеотеки, которая успешно была использована в дни новогодних каникул. Устраивались совместные просмотры, самые интересные  размещены на сайте ДОУ, вкладка: «Новогодние каникулы с детьми».

«САМ ПОЗНАЮ МИР» - это лучший способ достижения целевых ориентиров в познавательном направлении воспитания:   «любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной  деятельности, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

  • Индивидуальные детские исследовательские проекты

- Деды Морозы разных стран 

- Где живёт Снегурочка, Дед Мороз, Зимушка-зима?

- Кто не боится холода? 

  • Зимние эксперименты

- Замораживание воды

- Эксперименты со снегом

  1. Воспитывающая функция среды.

Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

Воспитывающая среда определяется, с одной стороны, целями и задачами воспитания, с другой – духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками и  строится по трем линиям:

  1. «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, насыщая ее ценностями и смыслами. Особая роль отводится художественному оформлению помещений: спокойные тона стен, красивые занавески на окнах, с чувством меры подобранные украшения. Очень важна эстетика быта, оформление помещений.
  2. «от совместности деятельности ребенка и взрослого»: воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания. На каждом занятии воспитатель ставит перед собой помимо обучающих и развивающих – воспитательные задачи. Особенно важно для педагога детского сада: спокойная манера держаться и разговаривать; приветливость, умение выбирать приемы, соответствующие настроению ребенка – вовремя пошутить, успокоить, доверительно поговорить. Воспитатель для ребенка пример во всем. В манере разговаривать, одеваться и т.д. Речь должна отвечать нормам литературного языка, быть внятной и, что очень важно, неторопливой.
  3. «от ребенка»: воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым.

 

Адвент – календарь или календарь ожидания Нового года.

Разработчики: Максименко Светлана Владимировна, Алексеева Ирина Николаевна

 

 Актуальной идеей для нашей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР стало создание адвент-календаря, который превращает ожидание праздника Нового года в увлекательную, развивающую и познавательную совместную деятельность детей,  их родителей и педагогов.

Такой календарь удачно вписывается в систему планирования педагогом образовательной деятельности по теме недели (лексической теме), не ограничивая проявления творчества и вариативности в подборе содержания мероприятий, видов и форм детской деятельности. 

Адвент-календарь является эффективным средством   образования и воспитания детей: календарь служит средством привлечения внимания дошкольников, а желание открыть его карманы — мотиватором к выполнению заданий и получению конечного результата деятельности, таким образом способствуя развитию самостоятельности, повышению самооценки  у ребенка и воспитанию ценности знаний.

Что такое адвент-календарь? Это календарь ожидания чего-то: праздника, дня рождения, каникул или увлекательной поездки и др.

С историей появления адвент-календаря и вариантами оформления можно познакомиться тут: «История создания и варианты адвент-календарей»

 

4695.jpg

Создание и наполнение Адвент-календаря - это творческий процесс, но всё же следует придерживаться некоторых правил:

1. Стиль оформления должен соответствовать тематике праздника.

Наш календарь (смотрите здесь: «Календарь ожидания Нового 2022 года») - очень яркий и привлекательный, оформлен в виде подвесных кармашков с изображением животных на сосновой ветке. Такие кармашки дети придумывали и изготавливали в творческой мастерской совместно с педагогом.

2. Определённое место календаря.

Календарь размещен на видном месте (входная дверь в групповое помещение) и напоминает детям о том, что праздник приближается.  Календарь доступен для детей: каждый ребёнок может свободно подойти к нему, рассмотреть и посчитать дни.

3.Присутствие тайны.

Дети очень любопытны, а наличие кармашков создаёт интерес и предвкушение сюрприза. Варианты заданий и способы их преподнесения детям разнообразны: в кармашках дети могли найти записки от Деда Мороза, карты с указанием места задания, электронные послания (сообщения на телефон) и другие.

4. Очень важное правило адвент-календаря – каждый день новое задание.

Любопытный ребёнок может захотеть увидеть сразу все задания и сюрпризы, поэтому задания добавляются ежедневно. Исключением не были и выходные: задания предлагались для совместной деятельности с детьми дома через группу «ВКонтакте».

5. Задания должны быть приятными, интересными и соответствовать возрасту и возможностям детей.

Они могут быть разной направленности: раскрасить картинку, выучить стихотворение, сделать аппликацию, отгадать загадки, поиграть в новую игру и т.д.; а могут быть объединены одной темой: «Покормите птиц зимой», «Где живут новогодние персонажи: Дед Мороз, Снегурочка, Зимушка- зима?» и др.

Задания для календаря:

 9 декабря

Задание от Деда Мороза: «Освободить постройки на участке от снежного плена» - дети на прогулке очень усердно трудились: очистили снежную крепость и сделали снежколепом запасы снежков и  украшения на участке (елочки, снеговики); совместно с педагогами уплотняли снег на  горке, а родители вечером  помогли ее полить.

10 декабря

Задание от Деда Мороза: в конверте лежало птичье перо. Данное задание было фрагментом реализации лексической темы «Зимующие птицы». Дети отгадывали кроссворд, мастерили кормушку и решали проблему: «Чем можно и чем нельзя кормить птиц?»

11 и 12 декабря

Это были выходные и задания делали дети с родителями: каждому ребенку учителем-логопедом были подобраны стихотворения для заучивания. Рисунки детей, созданные по мотивам стихотворения, украсили новогоднюю выставку.

13 декабря

В этот день стартовала акция «Покормите птиц зимой!»: мы разместили свою кормушку на дереве и, с тех пор, подкармливая птиц, ведем наблюдение за ними. (смотрите  презентацию «Покормите птиц зимой!»)

14 декабря

Дети знакомились с главным символом Нового года – елочкой, рассматривали еловые и сосновые ветки, слушали и пели песни, решали экологическую проблему: «Как спасти елочку?», а в творческой мастерской - создавали нарядные красавицы.

15 декабря

Детей ждал сюрприз: дед Мороз неожиданно пришел к детям, узнать, как готовятся к празднику.  Дети читали стихи, показывали свою выставку рисунков и рассказывали о снежных постройках на участке. Дед Мороз вручил детям приз - хоккейные клюшки.

16 декабря

Дети знакомились с новой игрой - хоккей: смотрели видео, изучали правила, мастерили ворота (опыт: замораживали в формах опоры для ворот из обруча), на прогулках учились управлять клюшкой и шайбой, забивать шайбу в ворота.

17 декабря

Украшение группы к празднику: рассматривание новогодних украшений, в творческой мастерской изготовление   снежинок (из бумаги и   синельной проволоки по схеме). Творческое задание: познакомиться с мастер-классами по изготовлению новогодних украшений.

18 и 19 декабря

Дети совместно с родителями выполняли задания Деда Мороза: украшали домашнюю елочку, придумывали свою историю по картине о том, как лесные зверята к Новому году готовятся.

20 декабря

Путешествие в прошлое «Истории из бабушкиного сундука» -       дети познакомились со старинными елочными украшениями и новогодними открытками. Родители презентовали детям свои семейные коллекции старинных украшений. Результаты такой деятельности были оформлены в личных альбомах. Дети с огромным удовольствием рассматривали альбомы в группе и делились впечатлениями.

21 декабря

Рассматривание фотоальбома «Великий Устюг – резиденция Деда Мороза». Познакомились с почтой Деда Мороза, конструировали из бумаги новогодние конверты. Обсуждали   и моделировали варианты написания письма деду Морозу (схемы рассказа).

22 декабря

В группе заработала почта Деда Мороза: в творческой мастерской дети рисовали на тему «Какой подарок я хочу получить на Новый год».

23 декабря

Дети получили видеообращение от Деда Мороза и решили создать ответное письмо. В речевом центре детям предлагалось записать видеописьмо Деду Морозу с использованием своих схем.

24 декабря

 Праздник у новогодней елочки, фотосессия в карнавальных костюмах.

25 и 26 декабря

Дед Мороз предложил новое задание: узнать о жизни новогодних персонажей, которые прибыли к детям на утренник (Зимушка – Зима, Снегурочка, Баба Яга) - индивидуальные детские проекты.

27 декабря

День театра и инсценировок: показ детских зимних сказок. Презентация индивидуальных проектов детей. Знакомство с новой игрой-ходилкой «Путешествие по зимнему царству» (с познавательными заданиями).

28 декабря

Дед Мороз предлагает детям самостоятельно организовать конкурс. Проблемная ситуация «Как можно организовать конкурс» - знакомство с работой жюри конкурса, подготовка атрибутов. Организация конкурса новогодних стихотворений, в котором дети принимают на себя роль жюри и самостоятельно оценивают выступления сверстников.

29 декабря

Знакомство с новогодним персонажем – Снеговичком. Творческая мастерская «Изготовление снеговичков». Конструирование города снеговичков и организация режиссерской игры (смотрите презентацию «С днем рождения Снеговик»).

30 декабря

Создание новогоднего настроения: просмотр новогодних мульфильмов и прослушивание новогодних песен.

31 декабря

Задание от Деда Мороза: «Всем отличного настроения и интересных развлечений в новогодние каникулы!»

 

Смотрите здесь: Фотоотчет  «Календарь ожидания Нового года» 

 

Как говорил Аристотель: «Познание начинается с удивления». И адвент- календарь «Ожидание Нового года» приятно удивил нас всех.

 

 

Лэпбук для детей младшего дошкольного возраста

Разработчик: Хумонен Ирина Николаевана с использованием интернет ресурса "Время Детей" https://vk.com/vremya_detei

GZIBPveD3lk 5.jpg

Цель: закрепление и систематизация знаний по теме «Зима»

Задачи:

  • Закреплять знания детей по теме «Зима»
  • Способствовать совершенствованию и обогащению словаря детей

Игровые задания:

  • Признаки зимы.
  • Зимние явления природы.
  • Зимние месяцы.

EVrJBYHqnqo.jpg

  • Зимние забавы – дети рассматривают изображения и называют, что на них изображено. Педагог помогает детям придумать рассказ на основе личного опыта из 2-3 предложений.
  • Зимние праздники – дети узнают, что это за праздники, как их отмечают, дети составляют рассказ, как в их семье празднуют новый год по наводящим вопросам.
  • Как зимуют животные – дети вместе с педагогом отвечают на вопросы, где зимует медведь? (лиса, заяц, белка и т.д.), Что они делают зимой?

VS6QaW0XgpI.jpg

  • Собираемся на прогулку – дети закрепляют названия предметов зимней одежды, составляют алгоритм одевания «Что сначала, что потом?»

eF_8X7UKAGo.jpg

  • Зимние загадки.
  • Зимние дорожки – дети обводят дорожки маркером, фломастером.
  • Раскрась картинку.

h2B-_dIAsEU.jpg

  • Найди пару –дети раскладывают рукавички по парам.
  • Найди тень елочной игрушки.

A6n81KrDQC4.jpg

  • Снежные тучки – дети выполняют задание по инструкции: положи на первую тучку одну снежинку, а на вторую- много, положи на левую тучку одну снежинку, а на правую- три и т.д.

5HEpGd7HYZo.jpg

  • Собери картинку – разрезные картинки из 2-4 частей

uqn2Vg-Jnb4.jpg

Для изготовления основы лэпбука использовались плотные листы (можно основу сделать из картона).  Их необходимо заламинировать,  с помощью брошюратора листы скрепляются между собой. Кармашки изготавливаются объемные (у заламинированных листов, прозрачные боковые и нижний край загибаются) и приклеиваются к основе на клей для потолочных плиток. Картинки с признаками зимы и явлениями природы прикрепляются на самоклеющуюся крепежную ленту (липучку).

Скачать лэпбук можно здесь:

 

 

Проект тайны звезд

Разработчик: Пятаева Анжела Александровна

 

 

«Использование  интерактивных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников»

Разработчик: Боринская Ирина Александровна

Смотрите здесь:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

© 2016 - 2024. "Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка".
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!