Советы логопеда
Есть ли у вашего ребёнка отклонения речевого развития?
Прочтите вопросы, соответствующие возрасту Вашего ребёнка, проставьте ответы.
Возраст |
Слушание и восприятие |
Да Нет |
Речевое развитие |
Да Нет |
4-6 мес. |
*Реагирует ли ребёнок на слово "нет"? *На изменения тона в голосе? *Начинает ли он оглядываться, услышав новые звуки, например, звонок в дверь, шум пылесоса, лай собаки? *Замечает ли ребёнок игрушки, издающие звуки? |
*Лепечет ли ребёнок, произнося различные звуки, например, Б, В, Т? *Даёт ли ребёнок понять (жестом, лепетом), если хочет чего-то ещё? *Издаёт ли ребёнок булькающие звуки, когда остаётся один? |
|
|
7мес.-1год |
*Понимает ли ребёнок слова, обозначающие названия часто употребляемых предметов (чашка, вода, ботинки)? *Выполняет ли он требование "Иди сюда"? *Понимает ли, что означает "Хочешь ещё?" *Нравится ли ребёнку играть в "ладушки", "сороку-ворону"? *Откликается ли он на своё имя? *Прислушивается ли он к разговору? |
*Пытается ли ребёнок подражать звукам? *Использует ли ребёнок речевые звуки вместо крика, чтобы привлечь внимание? *Произносит ли он цепочки слогов? *Начинает ли он произносить слова типа мама, папа, дай, пока, нет (слова могут произноситься нечётко). |
|
|
1-2года |
*Показывает ли ребёнок по просьбе части тела? *Выполняет ли простые команды "Кати мяч","Обними куклу", "Найди ботинки"? *Слушает ли простые потешки, песенки, стихи, сказки? *Показывает ли по просьбе изображения на картинках? |
*Начинает ли ребёнок задавать вопросы, например: "Где кошка?" *Появляются ли простые предложения, например: "Дай пить, хочу ещё"? *Появляются ли в его речи новые звуки? *Говорит ли он больше с каждым месяцем? |
|
2-3года |
*Выполняет ли ребёнок двухступенчатую инструкцию, например:"Куклу положи спать, а мишке дай суп"? *Понимает ли различия между словами: иди-стой, большой-маленький, верх-низ? *Продолжает ли дифференцировать"домашние звуки": телефонный звонок, звук телевизора, хлопанье дверью? |
*Просит ли ребёнок у Вас что ему нужно? *Может ли он назвать словами практически всё *Появились ли у него предложения, состоящие из двух-трёх слов? *Легко ли Вы понимаете, что говорит ребёнок?
|
|
|
3-4года |
*Способен ли ребёнок услышать мяуканье кошки в соседней комнате? *Включает ли он радио или телевизор с большей громкостью, чем другие члены семьи? *Отвечает ли на вопросы "кто?", "что?", "где?", "почему?"
|
*Рассказывает ли ребёнок о том, что делал в детском саду? *Пересказывает ли то, что ему читают? *Произносит ли он правильно большинство звуков? *Нет ли у него в речи запинок? *Понимают ли речь ребёнка посторонние? *Пользуется ли он предложениями, состоящими из трёх-четырёх слов? |
|
|
4-5лет |
*Всё ли понимает ребёнок из того, что слышит дома и в детском саду? *Все ли родные и близкие, воспитатели, знакомые считают, что ребёнок слышит хорошо? *Нравится ли ему, когда читают; задаёт ли он вопросы по содержанию услышанного?
|
*Легко ли ребёнок общается с детьми и взрослыми? *Все ли звуки он произносит правильно? *Пользуется ли он предложениями, состоящими из пяти-шести слов? *Считаете ли Вы, что его речь грамматически правильно оформлена? |
Если на все вопросы, Вы ответили "ДА" - хорошо - восприятие и речевое развитие соответствует возрасту.
В ваших ответах встречается:
Одно-два "НЕТ" - ВНИМАНИЕ - есть основания для беспокойства.
Три и больше "НЕТ" - ДЕЙСТВУЙТЕ - вашему ребёнку необходима помощь специалистов.
Учитель-логопед, Фёдорова Н.В.