Вредные и полезные игрушки
Нормальное детство немыслимо без игрушек. Игрушки являются для ребенка той средой, которая, с одной стороны, позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, а также учат общаться и познавать себя. В настоящее время выбрать игрушку малышу чрезвычайно трудно. Наряду с традиционными куклами, мишками, машинками, мячиками, появились новые, невиданные прежде игрушки-динозавры, трансформеры, пауки, покемоны и т. п. В большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, величины, стоимости, желания угодить малышу). |
Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» родители либо вовсе не учитывают, либо целом доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. В результате детские комнаты нередко завалены однообразными, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками.
Главная функция игрушки заключается в активации детской деятельности.
При покупке игрушки важно четко представить, что ребенок с ней будет делать, какое психологическое влияние будет игрушка оказывать на развитие малыша. Лучше всего для игры дошкольника подходят игрушки, стимулирующие ролевую и режиссерскую игру. Хорошо иметь наборы для игры:
в доктора, парикмахера, в магазин (детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удержать игровую роль), халат и повязка врача, руль для машины, полицейская фуражка, красная шапочка и т.д.
Транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки позволяющие что-то перевозить).
Игрушки, предполагающие общение или обращение как с живыми персонажами (мышки, зайчики, собачки)
Куклы со всевозможной утварью
Варианты конструктора «Лего», гибкий конструктор «Такеши», разные виды «строительного материала» - от мелких наборов до крупногабаритных конструкций позволяющих создавать ребенку-домики, замки, мебель, парки.
Разнообразные наборы для детского творчества: вышивание, составление узоров или фресок из крупы, песка и т.д.
Камушки, палочки, веревочки, пуговки, и что собрано самим ребенком и включается в его свободную творческую деятельность
Для развития познавательных и моторных способностей, нужны кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, лото, домино, настольно-печатные игры и т.д.
Полезные игрушки - это те, которые вариативны в использовании, пластичны, допускают бесконечные усложнения и тысячи новых комбинаций.
Важнейшим требованием к игрушке является возможность самостоятельного применения. Новые, не знакомые и не понятные детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте (покемоны, монстры) не дают «подсказки» для самостоятельных действий и скорее пугают детей, нежели вызовут желание с ними играть.
Игрушки должны быть понятны и осмыслены ребенком. Например, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно является и паровозиком и телефоном, дезориентирует малыша - он не знает, не понимает, что нужно делать с этой сложной игрушкой - возить, разговаривать по телефону или же кормить слоника.
Гораздо полезнее было бы разъединить эти функции и предложить ребенку три разных и понятных по своему назначению и способу действия предмета.
Особо хочется сказать о «новых» куклах, которых появилось достаточно много. Дошкольник видит в кукле самого себя. Поэтому девочки играющие с Барби, куклой с жесткой, видавшей виды девочкой - подростком томным взглядом, с модными туалетами - идентифицируют себя с этим образом.
Пупсы умеющие кушать, справлять естественные надобности, роботы - изображающие эстрадного певца, звери технически оснащенные - это все игрушки с фиксированными ориентированными человеческими образами, с запрограмированными способами поведения. И именно этот факт тормозит фантазию и самостоятельность ребенка.
Игра с монстрами - это всегда погони и битвы. Игры с куклами Барби-это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. И эти способы поведения впитываются дошкольниками очень быстро и глубоко, и переносятся в дальнейшем в реальную жизнь, вне игры.
В последнее время все острее встает проблема зависимости детей от различного вида игр: компьютерных, игровых приставок, игровых автоматов и т.д. Дети не хотят и не могут преодолеть «магнетизм» этих занятия, они оставляют друзей, книги учебу, и уходят в мир виртуальных ощущений, теряя таким образом свою свободу и живя навязчивыми правилами игры.
Можно предположить, что первый шаг к подобной зависимости - это игра с игрушками, которые лишают детей инициативы, навязывая им собственные «правила игры». И наконец, самое главное. Ни одна игрушка сама по себе не разовьет ребенка и не научит его играть, если не будет рядом с малышом старшего партнера (взрослого или старшего брата, сестры). Только в его руках в совместной игре игрушка станет живой, нужной, стимулирующей воображение, а значит, полезной.
Литература: Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева «Дошкольник в современном мире. Книга для родителей»
Педагог-психолог Крюкова Е.В.