ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

"Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МЕНЮ
25
октября
2012

Вредные и полезные игрушки

 Вредные и полезные игрушки

Нормальное детство немыслимо без игрушек. Иг­рушки являются для ребенка той средой, которая, с одной  стороны, позволяет ему исследовать окружа­ющий мир, формировать  и реализовывать свои твор­ческие способности, выражать свои чувства, а также учат общаться и познавать себя. В настоящее время выбрать игрушку малышу чрезвычайно трудно.

 Наряду с традиционными куклами, мишками, машинками, мячиками, появились новые, невиданные прежде игрушки-динозавры, трансформеры, пауки, покемоны и т. п. 

В большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, величины, стоимости, желания угодить малышу).

       

 

 

 

 

 

    Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» родители либо вовсе не учитывают, либо целом доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. В результате детские комнаты нередко завалены однообразными, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками.

Главная функция игрушки заключается в активации детской деятельности.

  При покупке игрушки важно четко представить, что ребенок с ней будет делать, какое психологическое влияние будет игрушка оказывать на развитие малыша. Лучше всего для игры дошкольника подходят игруш­ки, стимулирующие ролевую и режиссерскую игру. Хорошо иметь наборы для игры:

    в доктора, парикмахера, в магазин (детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удержать игровую роль), халат и повязка врача, руль для машины, полицейская фуражка, красная шапочка и т.д.

    Транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки позволяющие что-то перевозить).  

    Игрушки, предполагающие общение или обращение как с живыми персонажами (мышки, зайчики, собачки)

    Куклы со всевозможной утварью

    Варианты конструктора «Лего», гибкий конструктор «Такеши», разные виды «строительного материала» - от мелких наборов до крупногабаритных конструкций позволяющих создавать ребенку-домики, замки, мебель, парки.

    Разнообразные наборы для детского творчества: вышивание, составление узоров или фресок из крупы, песка и т.д.

    Камушки, палочки, веревочки, пуговки, и что собрано самим ребенком и включается в его свободную творческую деятельность

    Для развития  познавательных  и моторных способностей, нужны кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, лото, домино, настольно-печатные игры и т.д.

 

 Полезные игрушки - это те, которые вариативны в использовании, пластичны, допускают бесконечные усложнения и тысячи новых комбинаций.

  Важнейшим требованием  к игрушке является возможность самостоятельного применения. Новые, не знакомые и не понятные детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте (покемоны, монстры) не дают «подсказки» для самостоятельных действий и скорее пугают детей, нежели вызовут желание  с ними играть.

 Игрушки должны быть понятны и осмыслены ребенком. Например, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно является и паровозиком и телефоном, дезориентирует малыша - он не знает, не понимает, что нужно делать с этой сложной игрушкой - возить, разговаривать по телефону или же кормить слоника.

  Гораздо полезнее было бы разъединить эти функции и предложить ребенку три разных и понятных по своему назначению и способу действия предмета.

  Особо хочется  сказать о «новых» куклах, которых появилось достаточно много. Дошкольник видит в кукле самого себя. Поэтому девочки играющие с Барби, куклой с жесткой,  видавшей виды девочкой - подростком томным взглядом, с модными туалетами - идентифицируют себя с этим образом.

Пупсы  умеющие кушать, справлять естественные надобности, роботы - изображающие эстрадного певца, звери технически оснащенные - это все игрушки с  фиксированными ориентированными человеческими образами, с запрограмированными способами поведения. И именно этот факт тормозит фантазию и самостоятельность ребенка.

Игра с монстрами - это всегда погони и битвы. Игры с куклами Барби-это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. И эти способы поведения впитываются дошкольниками очень быстро и глубоко, и переносятся в дальнейшем в реальную жизнь, вне игры.

В последнее время все острее  встает проблема зависимости детей от различного вида игр:  компьютерных, игровых приставок, игровых автоматов и т.д.  Дети не хотят и не могут преодолеть «магнетизм» этих занятия, они оставляют друзей, книги учебу, и уходят в мир виртуальных ощущений,  теряя таким образом свою свободу и живя навязчивыми правилами игры.

Можно предположить, что первый шаг к подобной зависимости - это игра с игрушками, которые лишают детей инициативы, навязывая им собственные «правила игры». И наконец, самое главное. Ни одна  игрушка сама по себе не разовьет ребенка и не научит его играть, если не будет рядом с малышом старшего партнера (взрослого или старшего брата, сестры). Только в его руках в совместной игре игрушка станет живой,  нужной,  стимулирующей воображение, а значит, полезной.

Литература: Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева «Дошкольник в современном мире. Книга для родителей»

 

 Педагог-психолог Крюкова Е.В.

 

 

 

© 2016 - 2019. "Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка".