ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

"Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
МЕНЮ
4
февраля
2021

Зрительная гимнастика

Ступина Ю.А.

Учитель-дефектолог

Зрительная гимнастика

Зрительная гимнастика – это часть коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями зрения. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика эффективна в случае её регулярного проведения, с учетом нарушенных зрительных функций и под обязательным наблюдением врача-офтальмолога. Офтальмологами доказано положительное влияние физкульминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей, при котором улучшается мозговое кровообращение и укрепляется склера глаза.

Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин.

Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте.

В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительного анализатора должна быть регламентирована:

  • гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях и связанны со зрительным напряжением, на 10-11й минуте в течение 2-3 минут,
  • на 14-17 минуте занятия – физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение трех минут,

- в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной нагрузкой, например, на занятиях  по развития речи (чтение, рассказывание),  то на 11-13 мин. проводится физкультминутка  для мышечного расслабления, а на 17-18-й мин. занятия – упражнения для глаз.

 

Упражнения, рекомендуемые для составления комплексов гимнастики для глаз.

Упражнения для снятия утомления с глаз, статического напряжения, расслабления зрительной системы.

  • закрыть глаза, расслабить веки;
  • направить, расфокусировать взгляд на горизонт или другой удалённый объект, не раздражающий глаза;
  • посмотреть по горизонтали справа – налево, слева – направо;
  • посмотреть вниз, вверх, задерживаясь в каждой позиции на 2-5 сек.;
  • поочерёдно посмотреть в правый верхний
  • угол, затем в левый нижний, левый верхний и правый нижний угол, задерживаясь в каждой позиции на 1-5 сек.;
  • круговые, вращательные движения по часовой и против часовой стрелки;
  • смотреть прямо перед собой, перевести взгляд на зрительный ориентир, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25-30 см., зафиксировать взгляд;
  • моргание;
  • крепко зажмуриться;
  • смотреть обоими глазами на палец, постепенно отдалять и приближать палец к глазам;
  • «нарисовать» глазами восьмёрку, сначала расположенную вертикально, затем горизонтально.

Упражнения для улучшения циркуляции крови и внутреглазной жидкости в органе зрения.

  • плотно закрыть глаза на 3 – 5 сек. Повторить 6 – 8 раз;
  • закрыть глаза. Тремя пальцами слегка надавливать на глазное яблоко;
  • закрыть глаза. Массировать глаза указательными пальцами;
  • быстро моргать в течение 1 мин;
  • соединить рёбра ладоней и мизинцы. Наклонить голову, ладони положить на закрытые глаза (1 мин.)
  • легко помассировать ладонями глаза. Чередовать надавливания, вращения, поглаживания и вибрации (1-2 мин.)

 Упражнения для тренировки аккомодационных мышц.

  • смотреть прямо перед собой, перевести взгляд на зрительный ориентир, расположенный по средней линии лица на расстоянии  25-30 см., зафиксировать взгляд;
  • обоими глазами смотреть на указательный палец левой руки, вытянутой вперёд, постепенно приближать палец к носу;
  • вытянуть руку с поднятым указательным пальцем вперёд. Поочерёдно переводить взгляд с кончика пальца на линию горизонта или на любую удалённую точку, задерживаясь в каждом положении на 2-3 сек.;
  • попеременно переводить взгляд с кончика носа на линию горизонта или удалённую точку.

Упражнения для развития остроты зрения амблиопичного глаза.

  • чередование крепкого зажмуривания и широкого открывания глаз;
  • сортировка мелких предметов по форме и цвету;
  • закрыть глаза, массировать их круговыми движениями;
  • смотреть прямо перед собой, перевести взгляд на зрительный ориентир, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25 -30 см., зафиксировать взгляд;
  • обоими глазами смотреть на указательный палец левой руки, вытянутой вперёд, постепенно приближать палец к носу.

Упражнения для формирования сложных движений глазных мышц,       улучшения координации движений глаз и головы.

  • не поворачивая головы посмотреть вверх, вниз, вправо, влево;
  • поднять голову вверх, круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки;
  • поочерёдно смотреть на левый носок ноги и на потолок,
  • в руках предмет, поднять его на уровень глаз, опустить вниз. Обоими глазами следить за предметом;
  • двигать руками с предметом вправо – влево. Обоими глазами следить за ним.

 

© 2016 - 2024. "Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка".
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!