;
Главная Методический кабинет конкурс презентаций «Лучшая система работы по физическому развитию в соответствии с ФГОС ДО»

конкурс презентаций «Лучшая система работы по физическому развитию в соответствии с ФГОС ДО»

  • Эмблема нашего детского сада отражает все направления образовательной деятельности:
  • пять образовательных областей (в том числе «Физическое развитие»)
  • приоритетное направление деятельности – «Физическое развитие и оздоровление воспитанников» посредством реализации олимпийского образования детей дошкольного возраста
  • образовательную деятельность в группах для детей с ОВЗ по зрению
  • Педагогический коллектив ДОУ работает по единой методической теме: «Повышение качества и эффективности работы дошкольного учреждения по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО» и решает следующие задачи:
  • 1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в создании образовательной среды по физическому развитию детей
  • 2. Активизировать использование инновационных технологий в образовательной деятельности
  • 3. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду по физическому развитию для активизации самостоятельной деятельности детей.
  • ДОУ является базовой образовательной площадкой АОИОО на 2013-2015г. по теме «Особенности реализации образовательной области «Физическое развитие» в разных возрастных группах» (2013, 2014г. проведено 3 модуля).
  • В 2015г. педагогический коллектив работает над реализацией образовательного модуля «Организация здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО».
  • На базе ДОУ с 2013г. проводится ГПО воспитателей по проблеме «Физическое развитие дошкольников в соответствии с современными государственными требованиями».
    • Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на решение следующих задач:
      • развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)
      • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами
      • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
      • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
    • Направления деятельности по физическому развитию:
    • Развитие двигательной деятельности: порядковые, общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, спортивные упражнения, игры, ритмические движения.
    • Развитие физических качеств: основные движения, подвижные, спортивные игры, эстафеты, соревнования
    • Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами: элементарные правила здорового образа жизни;основные алгоритмы выполнения культурно-гигиенических процедур; основные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др.); элементарные знания о режиме дня; о ситуациях, угрожающих здоровью.
      • Наличие бассейна в ДОУ позволяет реализовать дополнительную задачу:
      • обучение умению держаться на воде, освоение основных техник плавания способом «кроль» на груди и спине.
      • Данная задача предполагает реализацию ООП ДО в части, формируемой участниками образовательных отношений.
      • Занятия в бассейне позволяют организовать образовательный процесс в соответствии с принципом оздоровительной направленности.
      • Физические упражнения в сочетании с определёнными оздоровительными процедурами повышают функциональные возможности детского организма.
      • В соответствии с ФГОС ДО конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности. Таким образом, определенная образовательная технология или содержательное наполнение образовательной деятельности часто связано с работой педагога одновременно в разных образовательных областях.
      • Основные задачи взаимодействия образовательных областей:
      • «Познавательное развитие»
      • активизация мышления детей через самостоятельный выбор игры, пересчёт пособий, количественныеотношенияи т.д., упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем, построение конструкций для подвижных игр и упражнений, просмотр иллюстраций, познавательных фильмов и их обсуждение.
      • «Социально-коммуникативное развитие»
      • формирование первичныхпредставленийо себе, развитие нравственных качеств, побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведение сверстников
      • «Речевое развитие»
      • развитиесвободного общения с детьми и взрослыми вчасти   необходимости двигательной активности и физического совершенствования;игровое общение сосверстниками ивзрослыми всовместной двигательной активности, проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей, беседы о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни.
      • Условия взаимодействия образовательных областей:
      • 1) Профессиональная готовность педагогов: знание программных задач каждой образовательной области, умение планировать образовательный процесс.
      • 2) Организация образовательного процесса на основе комплексно-тематического планирования
      • 3) Наличие программно-методических материалов: разработки, картотеки
      • 4) Обеспечение полифункциональности, вариативности предметно-пространственной развивающей среды (полифункциональное физкультурное оборудование)
      • Макет физкультурного зала – полифункциональное оборудование, позволяющее:
      • n    отрабатывать с детьми алгоритм действий, связанных с овладением основными движениями;
      • n    помогает осуществлять опережающее обучение, предварительное знакомство детей с тем, что будет дано на специально организованной деятельности по физическому развитию;
      • n    способствует формированию знаний у детей о физкультурном зале, стандартном и нестандартном оборудовании, его назначении и правильном использовании;
      • n    дает возможность в различных способах овладения пространством и практических действий в нем;
      • n    развивает воображение, побуждает к проявлению творчества в двигательной деятельности, самостоятельности;
      • осуществляет взаимодействие с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
      • Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО требует от педагогов поиска новых подходов, разработок форм образовательной деятельности. Много внимания уделяется оптимизации совместной деятельности детей и взрослых. Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОУ, является рациональность организации взаимодействия педагогов, согласованность их действий.
      • Планомерное взаимодействие специалистов ДОУ обеспечивает:
      • üЭффективность работы по всем направлениям физического развития детей с учётом организации индивидуальной работы (тетради взаимодействия, совместные мероприятия)
      • üОсуществление планомерной физкультурно-оздоровительной работы
      • üЭффективное взаимодействие образовательных областей
      • üАктивизацию двигательной деятельности детей
      • Взаимодействие учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре направлено как на преодоление трудностей в физическом развитии детей с нарушением зрения, так и на решение специальных, коррекционных задач.
      • Использование схем, рисунков позволяет наглядно представить дейст­вие, схему построения в играх, проследить последова­тель­ность упражнения, сосредоточить взгляд на отдельных деталях упражнения или всего действия в целом, тем самым экономя время на дальнейшее со­вершенст­вование дви­жений, создавая предпосылки для самоорганизации и ак­тивного участия зрения в процессе выполнения действий, раз­вивая зри­тель­ный анализ движений.
      • Взаимосвязь познавательной, двигательной и игровой деятельности способствует повышению умственной работоспособности детей, предоставляет возможность переноса осваиваемых ребёнком двигательных навыков в другие виды деятельности.
      • Во время физкультурных занятий использование карт, схем позволяет сократить время объяснения, развивает самостоятельную деятельность детей. Но полноценное взаимодействие возможно только при организации совместных мероприятий в игровой форме - путешествия, экспедиции и т.п. Именно игровой сюжет позволяет педагогам оказывать недирективную помощь детям, создавать условия для принятия детьми решений, поддерживать инициативу и самостоятельность.
      • Представленная на слайде модель организации физического развития позволяет показать все формы совместной деятельности по физическому развитию детей дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
      • Определить соотношение их в обязательной части Программы и в части, формируемой участниками образовательных отношений.
      • Программа «Спортландия» по олимпийскому образованию детей старшего дошкольного возраста создана благодаря совместной работе педагогов ДОУ и реализуется в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений (утверждена Экспертным советом Комитета по образованию Управления по социальным вопросам администрации МО «Котлас», протокол №5 от 23.12.2014, распоряжение №514 от 24.12.2014).
      • Программа «Спортландия»:
      • üОтражает специфику социокультурных условий - отвечает всем требованиям государственной политики в области спорта.
      • üСоответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива. Реализация данной программы позволила более ярко представить наш приоритет, заинтересовать детей, объединить деятельность педагогов
      • üПозволяет укрепить и разнообразить сложившиеся традиции детского сада - проведение совместных праздников, олимпийских игр, соревнований, участие в проектах.
      • Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста начальных представлений об олимпийском движении
      • Задачи:
      • 1. Создать у детей представления об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в которых участвуют народы всего мира.
      • 2. Формировать начальные представления о летних и зимних видах спорта
      • 3. Способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями.
      • Основная задача ФГОС ДО - развитие инициативы и самостоятельности детей. Одним из эффективных способов её реализации является организация предметно-пространственной развивающей среды. Эта среда создаётся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог находить для себя в физкультурном уголке увлекательное занятие.
      • Основные требования к содержанию физкультурного уголка:
      • üПособия соответствуют двигательному опыту детей
      • üПособия должны быть многофункциональны, вариативны, комбинаторны
      • üКарточки-схемы с изображением различных физических упражнений для разных частей тела («кубики здоровья»); плоскостные изображения человечков в фас и профиль с подвижными частями тела
      • üНастольно-печатные игры, расширяющие представления детей о мире движений человека, спорте, фотографии детей группы, занимающихся упражнениями.
      • У педагога должна быть картотека вариантов размещения физкультурных пособий в группе; игровых упражнений, игр для различных форм работы с детьми
      • Методические материалы «Нетрадиционное физкультурное оборудование для физического развития детей» содержат подробное описание материалов и варианты игровых заданий, упражнений.
      • Использование нетрадиционного физкультурного оборудования позволяет:
      • - активизировать двигательную деятельность детей
      • - оптимизировать самостоятельную деятельность детей по использованию физкультурного оборудования.
      • Разделение физкультурного оборудования на группы достаточно условно, так как каждое пособие предполагает широкий спектр использования.
      • Оборудование разработано и используется с учётом требований ФГОС ДО:
      • - гусеница из модулей круглой формы может разделять игровое пространство, а «Весёлый осьминог» поможет детям отправиться в путешествие, обеспечивая трансформируемость пространства.
      • - «Чудо-дерево» используется для развития ловкости, отработки броска из разных положений, ориентировки на плоскости. Дети самостоятельно «украшают» дерево, придумывают задания. Решается основная задача полифункционального оборудования – взаимодействие видов деятельности.
      • - Конструкция пособий с использованием ковролинового полотна, контактной ленты, дополнительных креплений позволяет изменять игровой материал, расширяет варианты его использования, обеспечивает свободный выбор детей и вариативность использования материалов.
      • - Использование при изготовлении оборудования таких материалов, как искусственная кожа, поролон, ковролиновое полотно, пластмассовые формы предполагает соответствие требованиям по обеспечению надёжности и безопасности использования оборудования.
      • - Важным показателем обеспечения эмоционального благополучия детей является эстетичность, красочность, яркость оборудования.
      • Организация игровых, практических, проблемных ситуаций по ознакомлению детей с вариантами использования физкультурного оборудования позволяет активизировать двигательную деятельность детей.
      • Использование рисунков, схем изображения действий, предметных и условно-графических моделей («Волшебный кубик», «Весёлые картинки» и т.д.) предполагает:
      • - проявление инициативы детей. Дети предлагают варианты действия с оборудованием, анализируют свою деятельность
      • - активное использование оборудования детьми в самостоятельной деятельности.
      • Работа по пополнению предметно-пространственной среды физкультурного зала ведётся постоянно: закупается новое оборудование, педагоги изготавливают нетрадиционное физкультурное оборудование.
      • Для организации физкультурных занятий на улице используется спортивный участок. Имеется выносное оборудование.
      • Для эффективной работы по физическому развитию в детей нужно полное взаимопонимание с родителями. А для этого они должны стать полноправными участниками образовательных отношений. Вниманию этому уделяется много. разработана система мероприятий, к которым относятся: беседы, открытые просмотры, проектная деятельность, совместные мероприятия, физкультурные досуги, праздники, консультативные встречи, интерактивное общение, мастер-классы, конкурсы, выставки. «Повышение эффективности работы по физическому развитию посредством использования проектного метода в образовательном процессе», одна из задач педагогического коллектива на 2014г.. Как показала практика, именно проектный метод позволяет решить как задачи олимпийского образования дошкольников (совместный проект детей и родителей подготовительной группы №11 «Мини-музей «Олимпийские игры»), так и является средством для преобразования предметно-пространственной развивающей среды («К здоровью через сотрудничество», средняя группа №4), «Мой весёлый звонкий мяч».
      • Проведение конкурсов позволяет:
      • - разнообразить предметно-пространственную среду по физическому развитию: конкурсы «Нетрадиционное оборудование для физического развития детей», «Игры для здоровья», «Движение с пользой».
      • - активизировать продуктивную детскую деятельность: конкурс поделок «Олимпийский Новый год», конкурс рисунков «Мы со спортом крепко дружим», «Зимние Олимпийские игры».
      • Основная цель проведения фотоконкурса «Самая спортивная семья» - распространение положительного опыта семейного воспитания, а именно в приобщении детей к занятию спортом.
      • Участие в конкурсе – возможность проявить себя, семейное творчество,
      • но самое главное – помочь своему ребёнку стать активнее, увереннее. С какой гордостью отмечают дети: это мы с мамой нарисовали, это я здесь на фотографии, это мы с папой сделали эту поделку.
      • Победители в номинациях конкурса: «Дружу с коньками», «Спортивные таланты», «Спортивная улыбка», «Спортивная династия», «Стремление к спорту», «Олимпийские надежды», призёры остались довольны.
      • Этот конкурс помог родителям познакомиться ближе. Фотографии украшают наш детский сад, размещены на сайте ДОУ, чтобы все родители увидели и подумали: надо купить мяч и поиграть с сыном
      • Организация познавательных, спортивных игр в старшем дошкольном возрасте очень популярна. Мы решили эти темы объединить и привлечь к проведению игры родителей не как зрителей, а как полноправных участников.
      • В игре «Познавательный калейдоскоп» приняли участие 5 семей из подготовительных групп. Интересные конкурсы с использованием мультимедийных презентаций и видеороликов заинтересовали не только участников, но и зрителей.
      • К подготовке к конкурсу «Визитная карточка» семьи отнеслись творчески, особенно порадовала детей забавная презентация семьи Кияновых. Семья Бережных придумала 11 наименований видов спорта в конкурсе «Эрудит». В конкурсе «Спортивное оборудование» все получили по 10 баллов – это показатель хорошей подготовки. Для участников конкурс «Устами младенца» был очень интересен. Всем хотелось отгадать спортсмена с первой попытки, но удавалось не всегда.
      • Конкурс «Реклама спортивного оборудования» показал, что наши родители способны на многое. Сколько интересных вариантов спортивных упражнений с обычной резинкой, контейнерами от мыльных пузырей, губками для мытья посуды они придумали!
      • Участники называли известных спортсменов, отгадывали виды спорта – получился настоящий «Спортивный калейдоскоп»
      • Проведение диагностики по всем параметрам физического развития детей необходимо для эффективного планирования образовательной деятельности. В проведении диагностики участвуют воспитатель и инструктор по физической культуре, воспитатели групп.