;
Главная Методический кабинет Родителям о ФГОС ДО

Родителям о ФГОС ДО

Родителям о ФГОС ДО

            Впервые в российской истории  в соответствии с требованиями вступившего в силу 01.09.2013г.  федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»  был  разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013г. №1155.

В феврале 2013 года Министерством образования и науки Российской Федерации была создана рабочая группа по разработке стандарта дошкольного образования, в которую вошли более 30 специалистов с разными взглядами и подходами в области образования. Возглавил рабочую группу директор Федерального института развития образования, академик РАО  Александр Асмолов.

Основной задачей данной группы являлось создание  стандарта, предназначенного специально для ребенка. Разработчики ФГОС  ДО  называют этот документ стандартом поддержки разнообразия детства.

ФГОС  ДО  не сводится к школьным формам жизни. При разработке его разработчики придерживались принципа «Не навреди». Они  просчитывали многие риски в социокультурном плане, анализировали, чего ждет от этого стандарта общество и старались это учесть.

Разговор о стандарте связан, во многом, с новым законом «Об образовании», где дошкольное образование выделено в отдельный уровень. Образование должно быть ориентировано на поддержку социально незащищенных групп. Рабочая группа старалась сделать все, чтобы, как это принято сегодня говорить, инвестиции в человеке начинались уже в дошкольном возрасте, чтобы этот возрастной этап был прожит ребенком полноценно, были адекватно пройдены все кризисы возраста.

У данного документа неординарный характер. Здесь впервые по существу даны ориентиры того, что такое работа с ребенком в дошкольном детстве, какие требования к ней предъявляются, какие условия обеспечивают ее эффективность и качество. В стандарте сформулированы требования к тем, кто работает с детьми. Понятно, что от этих требований до фактического процесса подготовки - большой путь. Подготовка воспитателя обязательно должна вестись с учетом психологической подготовки, получения знаний о возрастных особенностях детей. Новый стандарт бросает вызов всей системе подготовки профессиональных кадров. Ключевая позиция разработанного стандарта – воспитатель должен не только обладать знаниями, но и уметь общаться с детьми.

Кроме того, в документе обозначена и проблема охвата детей дошкольными учреждениями. Сегодня мы наблюдаем повышение рождаемости, увеличение контингента детей в образовательных учреждениях всех уровней, и в этой связи,  детский сад не должен стать «камерой хранения» детей, но в то же время все желающие должны иметь возможность получить доступ к дошкольным учреждениям.

Одним из уникальных аспектов стандарта является то, что образовательная программа определяется здесь как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации, индивидуализации ребенка, а не получения знаний, как это сделано в других стандартах системы образования. Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Согласно стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.

Основными понятиями стандарта являются термины «индивидуализация» и «социализация». На данном этапе развития у ребенка формируется особая позиция к миру: создается его система общения, усваиваются этические нормы, поэтому в дошкольных учреждениях должна создаваться специальная образовательная среда. Самое главное на данном этапе - поощрять инициативы детей. В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику.

Развитие детей заключается в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Поэтому должно быть многообразие и вариативность основных образовательных программ. Пристальное внимание должно уделяться их содержанию. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования разрабатываются примерные образовательные программы дошкольного образования, которые направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

                ФГОС дошкольного образования включает в себя требования к:

1. Структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2. Условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3. Результатам освоения основных образовательных программ.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся.  Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточной аттестацией и итоговой аттестации обучающихся. Разработчики стандарта красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности.      

Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.

Любой стандарт   предполагает какой- то результат,  то есть если  вводится стандарт, то предполагается, что этот стандарт что-то изменит в системе воспитания и мы получим тот или иной планируемый результат. Не образовательный результат, а именно формирование у ребенка жизненно важных  базовых ценностей культуры  мира.

Ключевая цель нового стандарта – стать навигатором, ориентиром для педагогов ДОУ, чтобы они сумели вовремя распознать и скорректировать трудности в развитии детей на ранней стадии, направить их к специалистам (психологам, логопедам и т.д.), грамотно выполнить их рекомендации.

По словам Александра Асмолова: «Наша формула: от диагностики контроля, от диагностики селекции к диагностике развития ребенка и определения совместно со взрослым его зоны ближайшего развития».