;
Главная Методический кабинет Программа по Олимпийскому образованию детей старшего дошкольного возраста "СПОРТЛАНДИЯ"

Программа по Олимпийскому образованию детей старшего дошкольного возраста "СПОРТЛАНДИЯ"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные нормативные документы, регулирующие политику в области массовой физической культуры, предъявляют ряд серьёзных требований к созданию условий для физкультурного образования детей, а также к поиску новых подходов к его совершенствованию.

Целью федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015г.г.» является повышение качества физического развития детей путём развития спортивной инфраструктуры, популяризации массового и профессионального спорта и приобщения различных слоёв общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Одна из ведущих задач – разработка и внедрение физкультурно-оздоровительных программ и технологий и их адаптация в образовательных учреждениях с учётом особенностей развития детей.

Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования,  результатом освоения основной общеобразовательной Программы дошкольного образования  являются целевые ориентиры, которые определяют возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, в том числе физического развития детей:  «у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен к волевым усилиям….»

В нашем дошкольном учреждении много внимания уделяется  физическому развитию детей:   функционируют спортивные секции, имеется бассейн. Педагогический коллектив работает по единой методической теме: «Повышение качества и эффективности работы дошкольного учреждения по физическому развитию детей в соответствии с федеральным  государственным  образовательным стандартом  дошкольного образования», внедряя различные формы организации образовательного процесса. Большое внимание уделяется поиску эффективных способов  педагогического воздействия, позволяющего поставить ребёнка в позицию активного субъекта двигательной деятельности.

Если в младшем дошкольном возрасте мотив деятельности – яркая, динамичная игрушка, то в старшем дошкольном возрасте это не является основным мотивом. Проведённые диагностические исследования и наблюдения детей старших и подготовительных групп педагогом-психологом позволили сделать вывод о необходимости организации соревновательной деятельности, не разноплановой, как проводилось ранее, а объединённых одной целью. Именно работа по Олимпийскому образованию дошкольников отвечала всем требованиям.

Включение олимпийского образования в физическое развитие дошкольников способствует формированию интереса к занятиям физической культурой в целом и к определённым видам спорта в частности.  Олимпийское образование  плодотворная почва  для  осуществления взаимодействия образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»  формирования у детей таких качеств и понятий, как честь, воля к победе, самодисциплина, уверенность, взаимовыручка, чувство команды.

Программа «Спортландия» ориентирована на специалистов по физическому воспитанию, воспитателей, реализующих программы дошкольного образования. Может быть реализована в течение одного года – подготовительная группа,  при условии предварительной работы по ознакомлению детей с зимними и летними видами спорта в средней и старшей группе.

Основные принципы программы:

1. Принцип индивидуализации дошкольного образования.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний об олимпийском движении с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей познавательной и эмоциональной сферы.

2.Принцип  содействия и сотрудничества  детей и взрослых.

Предполагает  использование  эффективных способов  педагогического воздействия, позволяющего поставить ребёнка в позицию активного субъекта двигательной деятельности. 

3.Принцип  поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.

Содействует  созданию  условий для свободного выбора детьми деятельности,  для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

4. Принцип сотрудничества  Организации с семьёй1. Создать у детей представления об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в которых участвуют народы всего мира.Реализуется путём непосредственного вовлечения родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

5. Принцип возрастной  адекватности  дошкольного образования Устанавливает соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.

Цель и задачи программы:

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста начальных представлений об олимпийском движении

Задачи:

2. Формировать  начальные представления о  летних и зимних видах спорта

3. Способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере,  формированию у детей интереса к занятиям  физическими упражнениями 

 

Организация образовательного процесса

Программа содержит комплекс материалов, обеспечивающих взаимосвязь образовательных областей на основе комплексно-тематического планирования. Выбор тем соотносится с образовательными задачами программы.  Тематические недели могут быть реализованы   в течение учебного года. Выбор времени реализации может быть изменён, но чередование тем обусловлено последовательностью реализации образовательных задач.

1. Летние Олимпийские игры (4 неделя сентября)

Цель: формирование представлений детей об организации летних Олимпийских игр

Задачи:

1. Познакомить детей с символикой  и традиционными ритуалами проведения  Олимпийских игр.

2. Расширить представления детей о летних видах спорта.

3. Способствовать формированию интереса к занятиям физическими упражнениями, участию в соревновательной деятельности.

2. Путешествие в прошлое (3 неделя ноября)

Цель: ознакомление детей с первоначальными сведениями из истории олимпийского движения

Задачи:

1. Познакомить детей с историей возникновения Олимпийских игр, мифами Древней Греции.

2. Формировать представления о спортивных состязаниях в древней Олимпии.

3. Познакомить с возрождением Олимпийских игр (Пьер де Кубертен)

3. Зимние Олимпийские игры (4 неделя февраля)

Цель: формирование представлений детей об организации зимних  Олимпийских игр

Задачи:

1. Познакомить детей с  историей организации зимних Олимпийских игр, первыми зимними Олимпийскими играми в Шемани.

2. Расширить представления детей о зимних  видах спорта.

3. Способствовать формированию интереса к занятиям зимними видами спорта, участию в соревновательной деятельности.

4. Познакомить детей с правилами честной игры на Олимпийских играх.

4. Неделя здоровья (1 неделя апреля)

Цель: Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Задачи:

1. Сформировать представление у детей о важной составляющей здорового образа жизни – занятия физической культурой.

2. Способствовать вовлечению детей в спортивные секции.

3. Воспитывать чувство  гордости  знаменитыми спортсменами современности.