ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

"Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
МЕНЮ
21
мая
2021

2 ЗАНЯТИЕ: ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК. 24 МАЯ 2021г.

Уважаемые коллеги!

Мы рады новой встрече с Вами в дистанционном формате!

Вы готовы продолжить «ИГРАТЬ»?

 

Мы тоже подготовились и нам помогли:

 Попова Татьяна Владимировна, старший воспитатель,

Прошутинская Светлана Сергеевна, воспитатель

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27 «Золотая рыбка»;

Малиновская Елена Юрьевна, старший воспитатель,

Пятаева Анжела Александровна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 14 «Искорка»

 

Тема: «Игровая деятельность в организации культурных практик»

 

Важно, чтобы в дошкольном дет­стве каждый ребенок приобрел необхо­димый культурный личный опыт, кото­рый является фундаментом полноцен­ного общего развития, позитивной со­циализации и индивидуализации.

С этой целью во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой  характер.

Итак, понятие: культурная практика. Главное слово в словосочетании – практика:

Усилия – ребёнок решает задачи, проблемы.

Источник умения – ребёнок осваивает новый опыт.

В основе знания и способности – опыт, склонности ребёнка.

 «Практика ребенка становится куль­турной, — подчеркивает Н.Б. Крылова, — ...когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысле­ния его повседневного опыта.

Культурная практика – процесс приобретения  культурных умений. Такие уме­ния начинают формироваться в период дошкольного детства, а затем «достраи­ваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни.

Первое место среди видов культурных практик занимает совместная игра воспитателя и детей - сюжетно-ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно-конструктивные игры. Совместная игра  направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

На первом занятии ГПО мы представили варианты организации сюжетно-ролевых игр.

Поговорим о театрализованных играх:  игре-драматизации и режиссёрской игре…

Немного теории:

Режиссёрские игры предполагают использование разновидности театров:  настольный  театр игрушек, театр картинок; театр на фланелеграфе,  ковролине, магнитной доске; теневой театр. В режиссёрских играх ребёнок не является действующим лицом, он создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа – объёмного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать разные атрибуты. Ребёнок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир, каждая тема может быть разыграна в нескольких вариантах.

Тем не менее, в отличие от сюжетно-ролевых, театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа.

Программа «Детство» определяет основные направления организации:

 

- РЕЖИССЁРСКИХ ИГР

2 младшая группа:

  1. Участие в режиссерских играх по сюжетам сказок, стихотворений, мультипликационных фильмов, несложных иллюстраций и картинок.
  2. Освоение способов показа сценок при помощи игрушек:

- выполнение несложных игровых заданий;

- использование способов передвижения игрушки по игровому пространству, действий с двумя игрушками;

3.Освоение способов их озвучивания — ролевой речи и комментария.

4.Проявление желания отвечать на вопросы воспитателя о происходящем в игре, о том, что произойдет дальше, активно реагировать на появление нового игрового персонажа, на проблемные ситуации.

Средняя группа:

  1. Участие в режиссерских играх на основе литературного опыта, впечатлений от просмотра мультипликационных фильмов, комбинирования событий из разных мультфильмов или сказок.
  2. Отображение в индивидуальных играх эмоционально значимых событий.
  3. 3.Освоение умения представить готовую сюжетную ситуацию и показать ее зрителю (взрослому).
  4. Проявление самостоятельности в осуществлении режиссерской игры (передвижение игрушек по игровому полю, озвучивание событий, комментирование происходящего в игре).
  5. По побуждению воспитателя, а впоследствии самостоятельно озвучивание диалога между персонажами, выражение оценки персонажей, их действий.
  6. Проявление инициативы в выборе необходимых материалов и игрушек для создания обстановки, использовании предметов-заместителей.
  7. Проявление интереса к режиссерской игре на основе ситуации, служащей завязкой сюжета. По побуждению воспитателя высказывание предположений о том, что произойдет дальше, разыгрывание продолжения ситуации, передача диалогов героев.

Старшая группа:

  1. Самостоятельное отображение литературного опыта, впечатлений от просмотра мультипликационных фильмов, придумывание новых сюжетов по аналогии с известными.
  2. Освоение способов фиксирования новых сюжетов при помощи записей, пиктограмм, рисунков.
  3. Понимание необходимости изменять интонацию голоса в зависимости от создаваемого образа, самостоятельно передвигать игрушку по игровому полю, имитировать движения персонажей, использовать звукоподражание, комментировать события, оценивать поступки героев.
  4. Активное стремление к согласованию развития сюжета со сверстниками, координации движения персонажей по игровому полю, ведению диалогов от имени игровых персонажей.
  5. Проявление творчества при создании обстановки для режиссерской игры.
  6. Использование приема частичного преобразования сюжета (замена места действия, замена героя, изменение характера персонажа), согласование придуманных событий с замыслами других игроков.

Подготовительная группа:

  1. Проявление интереса к отображению в режиссерских играх содержания знакомых литературных произведений, мультипликационных фильмов, творческому объединению в сюжете событий из разных книг, мультфильмов, самостоятельно придуманных событий.
  2. Участие в индивидуальных и совместных режиссерских играх, управление 1—2-мя игрушками, согласование действий с действиями сверстников, изменение интонации голоса в зависимости от создаваемого образа, передвижение игрушки по игровому полю, имитируя движение персонажа, использование звукоподражаний, комментирование событий, происходящих в сюжете режиссерской игры, оценка поступков игровых персонажей.
  3. Проявление стремления к согласованию сюжета со сверстниками, ведению диалогов от имени игровых персонажей, импровизации по ходу развития сюжета.

4. Самостоятельное создание обстановки для режиссерской игры: подбор необходимых игрушек и предметов-заместителей, оформление игрового поля (лес, волшебная поляна, дом и пр.), использование готового полифункционального игрового материала, проявление инициативы в создании нового полифункционального игрового материала при помощи продуктивной деятельности.

 

- ИГРОВЫХ ИМПРОВИЗАЦИЙ

2 младшая группа:

  1. Участие в играх-имитациях, освоение характерных движений и звукоподражаний на основе примера воспитателя.
  2. Самостоятельное воспроизведение игровых действий, соответствующих тексту стихотворения, потешки; выполнение различных движений под музыку. Создание игровых образов в соответствии с разным настроением музыки, ее темпом.
  3. Участие в совместных со сверстниками играх-имитациях, поддержка проявлений воображения и творчества.
  4. При поддержке воспитателя создание игрового образа и отражение его в движениях в разном темпе.
  5. Участие в хороводных играх, организуемых воспитателем и по собственной инициативе, использование в играх предметов для ряженья.
  6. Проявление желания импровизировать с персонажами пальчикового театра (на пальцы надеваются головки зверюшек или кукол), с куклами-варежками (на варежку нашиваются аппликации мордочек зверей); передавать игровые действия, сопровождать их речью, вступать в игровой диалог с другим ребенком.

Средняя группа:

  1. Участие в творческих имитационных играх, развитие умения мимикой, жестами, движениями передавать разное эмоциональное состояние персонажей.
  2. Использование жестов и движений для передачи физических особенностей игрового образа («летят большие птицы и маленькие птички»)
  3. Освоение умений жестом показать, передать интонацией и силой голоса игровой образ.
  4. В играх на темы литературных произведений освоение умений выразительно передавать особенности движений, голоса, эмоциональные состояния.
  5. Участие в театрализациях на темы любимых сказок. Самостоятельное использование предметов для ряженья: элементов костюмов сказочных героев, масок животных, эмблем с изображениями любимых литературных персонажей. Проявление желания самостоятельно воспроизводить в играх-драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок.

Старшая группа:

  1. В театрализациях дети определяют место для «сцены», создают игровую обстановку (готовят простейшие декорации), согласовывают свои действия с другими «артистами».

2.Действуют и говорят от имени разных персонажей, отражают в игре содержание любимых литературных произведений, комбинируют сюжеты.

3.В играх-имитациях детей побуждают выразительно и детально передавать разнообразные игровые образы, имитировать характерные движения, передавать в мимике и жестах различные эмоциональные состояния.

  1. Воспитатель поддерживает стремление детей исполнять стихи, петь песенки в соответствии с игровым образом.

Подготовительная группа:

  1. Проявление интереса детей к совместному со сверстниками фантазированию, инициативы в предложении темы игры, сюжетных линий, развертывания сюжета в воображаемом речевом плане, а также дополнения замыслов друг друга («Когда мы ушли в пещеру, со мной вот что случилось...», «Мы увидели, что к тебе приближается страшный великан, и решили его обмануть...»).
  2. Самостоятельное использование разнообразных средств придумывания сюжета: карты сказочной страны, своих рисунков, картинок с изображением героев.
  3. Сочинение новых игровых сюжетов, используя прием частичного преобразования готового сюжета (замена места действия, замена героя, изменение характера персонажа), согласовывание придуманных событий с замыслами партнеров-сверстников.
  4. Совместное с воспитателем участие в играх-фантазированиях разнообразного содержания (краеведческого, природоведческого и пр.), создание вместе с детьми продуктов-сюжетов, зафиксированных разными способами (рисунки, пиктограммы, карты сказочной страны и пр.).

 

Познакомьтесь с опытом педагогов:

1.Организация ситуации игрового взаимодействия «Рукавичка» во второй младшей группе.

Подготовила и провела  Пятаева Анжела Александровна.

 

Конспект игровой ситуации

Смотрите здесь:

 

2.Анжела Александровна является автором дополнительной общеразвивающей Программы «Там на неведомых дорожках…»

Театрально-игровая деятельность имеет огромное значение для развития коммуникативных способностей дошкольников. Она позволяет решать вопросы развития личности: умение организовывать общение со сверстниками, чтобы быть интересным окружающим; умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Ребенок невольно идентифицирует себя со сказочными героями, стремясь подражать им в своей жизни. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации.

В ходе игр-драматизаций дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои. И это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с другими.

Основным критерием успешности реализации Программы являются достижения детей. Посмотрите  «Весёлые сценки», которые разыграли замечательные артисты, воспитанники Анжелы Александровны.

 

 

3.Каким образом увлечь детей театрализованной деятельностью? Как организовать?

Эти вопросы задают многие воспитатели.

Светлана Сергеевна Прошутинская знает ответы на эти вопросы и представляет опыт работы по организации театрализованной деятельности «Бабушкин сундучок» с детьми старшего дошкольного возраста. 

Смотрите здесь:

 

К совместной игре программа «Детство» относит и строительно-конструктивные. Но в самой Программе о них практически ничего нет…

Попробуем разобраться…

Термин «строительно-конструктивная игра» появился сравнительно недавно. Одной из основных особенностей данной игры является то, что в ее основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего она в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближается к созидательной практической деятельности ребенка, в частности, к конструированию.

Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они в некоторой степени сходны с сюжетно-ролевой игрой и, действительно, у них один источник – окружающая жизнь, и объединяются дети на основе общих интересов, совместной деятельности, оба вида игр являются коллективными по своей сути.

Однако между строительно-конструктивными и сюжетно-ролевыми играми есть существенные различия:

- в сюжетно-ролевой игре отражаются прежде всего разнообразные явления осваиваются взаимоотношения между людьми,

а в строительно-конструктивной игре основным является конструктивное творчество детей.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь игр со строительными материалами с другими видами игр. Так, строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задает цель строительной игре. Например, дети задумали играть в моряков, поэтому возникла необходимость строить корабль. Однако строительная игра может возникнуть и как самостоятельная, и уже на ее основе развивается та или иная игра. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.

В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки. При этом ребенка увлекает сам процесс созидания, конструирования. В сооружении постройки, изготовлении игрушки и заключается игра: дети сговариваются, что будут строить, какими способами, распределяют роли (начальника стройки, архитектора, шоферов, каменщиков и т. д.).

Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации. Как всякой творческой игре ей присущи структурные элементы – мотив, игровой замысел, роли, правила, игровые действия, результат.

 

Познакомьтесь с опытом педагогов:

1. Строительная игра «Зоопарк», средняя группа. Проводит самый молодой воспитатель нашего детского сада Другова Дарья Анатольевна. Её наставник – Серкова Наталья Николаевна.

 

 

2. Логинова Светлана Михайловна –  постоянный участник нашего ГПО. Для любой темы у неё есть интересные находки. Воспитанники Светланы Михайловны – настоящие строители. Им под силу даже строительство стадиона.

 

 

3. Кошмина Татьяна Николаевна, воспитатель группы для детей с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи. Успешно использует в работе с детьми игры развивающего характера: логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, игры Воскобовича. «Чудо-крестики» Воскобовича и «Танграм» преобразовала в строительный материал на магнитной основе. Посмотрите на варианты использования «необычного» конструктора в игровой ситуации «Строительство Цветочного города»

 

 

Так получилось, что ГПО мы запускаем позже заявленных сроков, поэтому заполнение анкеты отменяется.

Участниками ГПО будут являться педагоги, которые отправят небольшой отзыв и пожелания (не забудьте указать ФИО, должность и МДОУ) на мою электронную почту  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Постарайтесь до 31 мая.

Надеюсь, что ГПО 2021-22 года пройдут в очном формате. Но дистанционный мы тоже планируем оставить, чтобы была возможность просмотреть вновь то, что Вас заинтересовало.

   Уважаемые педагоги, у Вас есть возможность стать «соавторами» ГПО   «Реализация содержания программы «Детство» в игровой деятельности»  и представить свои материалы на муниципальном уровне.

Это могут быть:

-  игровые пособия, атрибуты с описанием изготовления и вариантов использования;

- видео или презентация сюжетно-ролевой игры;

- перспективное планирование организации сюжетно-ролевых игр.

электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

контактные телефоны: 2-55-28, 89216702734

 

© 2016 - 2021. "Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка".
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!