ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

"Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
МЕНЮ

Главное меню

10
апреля
2020

Обеспечение условий преемственности дошкольного образования

Обеспечение условий преемственности дошкольного образования.

 Необходимость преемственности всех уровней общего образования подчёркивается в ст. 63 Закона №273-ФЗ: «Образовательные программы дошкольного, начального, основного общего и среднего общего образования являются преемственными»

В соответствии с ФГОС ДОоснованиями преемственности дошкольного и начального общего образованияявляются целевые ориентиры: социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Мы попробовали проанализировать пожелания  учителей начальных классов к личностным качествам будущих первоклассников и содержание  целевых ориентиров.

У нас получилась вот такая картина. Оказывается в формулировках целевых ориентиров можно найти всё, что нужно учителям начальных классов. 

945.png

 

  ВФГОС ДО,    понятие «преемственность»  упоминается в связи с проблемой формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности. При этом данный документ не содержит определения понятия «предпосылки учебной деятельности», не указываются направления, пути и механизмы реализации преемственности.

Указывается одно - соблюдение требований к условиям реализации Программы.

(а это – психолого-педагогические условия и требования к РППС, кадровое)

Условия для развития детей в разных видах деятельности

Общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность ФГОС ДОопределяет,  как сквозные  механизмы  развития ребенка.

И если мы посмотрим на определение учебной деятельности, то эти механизмы играют роль и в учебной деятельности: активность, познавательные действия, способы решения.

Учебная деятельность – особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий, в ходе которых дети овладевают системой научно-творческих понятий и опирающихся на них общих способов решения конкретно-практических задач.

Даниил Борисович Эльконин выделяет компоненты учебной деятельности (в левом столбике):

мотивация   – интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, к процессу деятельности.

учебная задача - система заданий, при выполнении которой ребенок осваивает наиболее общие способы действий.

учебные операции – входят в состав способа действия

контроль -  без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности.

оценка - адекватная оценка выполнения и способа решения.

 

Эти компоненты сопоставимы с целевыми ориентирами и предпосылками учебной деятельности (ПУД)

9542.png

Условия формирования ПУД и их реализация в детском саду:

- развитие умений видеть  задачу и свою роль в её решении: развитие целенаправленности действий.

- ребёнок - субъект деятельности: активное участие в деятельности: выбор, инициатива

- формирование умений планировать  предстоящую работу, определять способы действий: определение алгоритма деятельности (схемы, пооперационные карты)

- развитие умения осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения  и оценивания: анализ деятельности, рефлексия

В дошкольном детстве необходимо обеспечить становление ребёнка в качестве субъекта доступных ему видов деятельности.

Субъктность – одно из условий включения человека в самостоятельную, развивающую деятельность.

Становление субъектности – диалог. Человек может быть понят только в диалоге и через диалог. Только понимая ребёнка, взрослый может «не воспитывать, не преподавать, но актуализировать, стимулировать ребёнка к росту…»

Вернёмся к ФГОС ДО - основным документом, определяющим реализацию условий является ООП ДО. На её основе создаётся Рабочая Программа подготовительной группы, на примере содержания которой мы попробуем рассмотреть создание условий для формирования предпосылок учебной деятельности.

 

Целевой раздел

Возрастные особенности развития детей в соответствии с ООП До

Ребенок на пороге школы (6—7 лет)обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности.

 А так же важно указать особенности вашей группы:

количество девочек и мальчиков

уровень освоения образовательных областей по окончанию старшей группы

интересы, предпочтения детей

запросы, пожелания  родителей воспитанников, администрации ДОО

работа педагога по опыту работы

Содержательный раздел будем формировать исходя из особенностей детей группы

образовательная область  «Социально - коммуникативное развитие»:

Уделяем большое внимание развитию взаимодействия, сотрудничества в совместной деятельности: работа в парах, подгруппах на занятиях и в совместной деятельности; поддержка взаимодействия детей по интересам.

Поддерживаем самостоятельность детей, принимаем вместе с детьми правила группы.

Продолжаем организацию дежурства.

Каждый день выбираем «ответственных»: за поддержанием порядка в центрах активности, за соблюдением режима дня.

 

 Образовательная область  «Познавательное развитие»

Задачи образовательной деятельности

  1. Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать избирательность детских интересов.
  2. Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений,
  3. Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.
  4. Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства.
  5. Развивать самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки.

Основная задача – развитие самостоятельности

 Продолжаем работу по развитию индивидуальных способностей детей в познавательном развитии:

- задания повышенной сложности;

- творческие задания для родителей по темам недели. Используем «метод интеллект-карт» в реализации темы недели. Вместе с детьми выбираем подтемы общей темы, ассоциации.

- в работе по темам используем флексагоны, которые дети будут изготавливать сначала вместе с родителями, а потом самостоятельно.

- при организации интеллектуальных тренингов начинаем вводить метод «занятие без воспитателя» Дети самостоятельно по определённому маршруту будут выполнять задания с минимальной помощью воспитателя. Это даст возможность проявить детям свои познавательные способности.

- организовать индивидуальные выставки детей по интересам в течение года

И если воспитатель группы занимается исследовательской деятельностью, то, конечно, он внесёт изменения в формы реализации образовательной области, даже в структуру комплексно-тематического планирования с привлечением детей к разработке темы недели на основе метода  интеллект-карт,  Тони Бьюзен, в переводе с английского карты ума, хотя по способу построения карты ассоциаций. Отражает связи ассоциативные, причинно-следственные.

Цели различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса.

Правила:

- обязательно цвет

- каждая главная ветвь – свой цвет

- над каждой линией одно ключевое слово

или

Игровые  технологии использования авторских развивающих игр:

- развивающие игрыНикитиных:точечки, кубики для всех, сложи узор, кирпичики, сложи квадрат, таблица сотни.

 

Опыт работы педагога позволяет расширить формы реализации образовательной области

 

Есть ещё важный подраздел в содержательном разделе - Взаимодействие взрослых с детьми

В основе Стандарта НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования.

Так вот основа нашей программы – деятельностный подход (личностно-ориентированное взаимодействие)

Основные средства реализации деятельностного подхода

9542567.png

9542567353.png

Л.С.Выготский подчёркивал: «Личность развивается в деятельности». Не всякая деятельность развивает, определяющее значение имеет то, как осуществляется деятельность, сохранена ли ребёнком в организуемой или поддерживаемой взрослым детской деятельности позиция субъекта. Именно от этого во многом зависит интерес дошкольника к деятельности, её развивающий эффект.

8352.png

Познакомьтесь с конспектом совместной деятельности

«В поисках карты…», старшая группа

Цель: создание условий для закрепления  представлений  детей  о зиме.

Задачи:

Обучающие:

Познавательное развитие:

- Уточнить знания детей о приметах зимы.

- Закрепить умение  выстраивать взаимосвязь объектов в таблице.

Речевое развитие:

- Способствовать развитию умения отвечать на вопросы, рассуждать, высказывать своё мнение.

Развивающие:

- Развивать слуховое внимание детей.

- Развивать умение ориентироваться в пространстве группы с помощью карты.

Воспитательные:

- Воспитывать навыки сотрудничества в паре или небольшой группе детей

Дети, отгадайте загадку:

Её с собой берёт геолог,
турист, водитель, археолог. Что это?

Какие бывают карты?(карта мира, карта России, карта города, карта сокровищ…)

Замечательно, вспомнили, что может быть даже карта группы

А вот и карта, она поможет    найти новую игру в нашей группе

Только она такая маленькая, ничего не разобрать.

Как же нам увеличить эту карту? (лупа, увеличительное стекло, сфотографировать и увеличить на компьютере)

Замечательно, а у меня есть ещё один способ.  Это волшебный мольберт. Достаточно закрыть глаза и произнести слова: трекс, фекс, пекс, и карта увеличится.  Попробуем?

Ничего себе! Здесь ещё какие-то задания, не так-то просто открыть карту.

Интересно посмотреть, что мы будем делать? (с указкой садишься к детям)

Что это: разноцветные льдинки на снегу. Посмотрите,  какой красивый узор из льдинок получился. Наверное, мы тоже будем составлять узоры.

А вы узнали этот знак? –  звук – Это игра со звуками.

Очень интересно, что приготовила нам «Весёлая рыбалка»?

А это …стулья, наверное, какая-то игра со стульчиками.

Посоветуйтесь, с какого начнём? Я вижу, что вы очень хотите …

  1. Составить узор из льдинок.

Разноцветные льдинки скользят по дорожкам. Красная, треугольная льдинка встретилась  с  синей квадратной льдинкой и сфотографировалась «чик». Вот какой узор получается.

Посмотрите, сколько узоров нужно составить? А нас. Как нам быть?  - Встать парами.

Вместе вы справитесь быстрее.

Предлагаю поменяться и проверить. Всё правильно (если нет – объясняете)

Умнички, можно  открывать карту. А вот и часть группы.

Какое задание будет следующим?

  1. Договоритесь вместе.(может быть…вместе не получилось, каждый своё предлагает) Девчонки очень хотят поиграть со звуками.

Посмотрите, где столы? (у окна) Пойдёмте. Сядьте ..  Выберите  цветную полоску.

Положите её так, чтобы чёрная звуковая дорожка была внизу. Какие звуки можно услышать зимой? …. В конвертах – картинки с изображением птиц. Разложите их вверху  цветной полоски.

Всё готово. У каждой птицы  песенка звучит по-разному(можно начать, а дети продолжат)

Сова ухает – уф-уф

Дятел стучит – д-д-д

Синичка поёт – синь-синь

А свиристель – свири-свир

Сорока стрекочет – ча-ча-ча

Со звуками можно поиграть: я называю звуки, вы слушаете, затем  выкладываете на звуковую дорожку, от знака звука.

Проверьте…. Замечательно.  Попробуем ещё раз.

Вы правильно услышали песенки птиц.  Но нам нужно искать игру.

Пойдёмте открывать карту.

Сколько заданий у нас осталось? -  2 задания. С какого начнём?

  1. Весёлая рыбалка. А как же зимой ловят рыбу, на реке лёд? (сверлят лунки)

Нам лунок сверлить не нужно. Удочки нам помогут выбрать нужные картинки для окон зимнего дома.

У зимы свои приметы: окна слева - .. изменения в природе, в середине – изменения в жизни животных, в окнах справа – зимние занятия людей.

В парах у вас получится быстрее, выберите своё задание. Отправляйтесь на рыбалку.

Проверим вместе (с указкой)

  1. Осталось совсем чуть-чуть и игра найдётся.

Как будем играть?  Игра на стульчиках.

 Ставьте стулья в круг, вокруг меня.

Я буду говорить, что бывает зимой. Если скажу неправду

- меняемся местами.

Зимой идёт снег.

Зимой прилетают птицы.

Зимой расцветают цветы.

Зимой метёт метель.

Зимой катаются на санках.

Зимой зеленеет трава.

Зимой дворник чистит снег.

Зимой мы лепим снеговика.

Какая весёлая игра. Запутать вас очень сложно. Пойдёмте к карте.

Ура! Карта открыта. Вы справились со всеми зимними заданиями.

Какое  для вас было самым интересным?  А ты покажешь эту игру своим друзьям.

Какое самое сложное?

Вы не забыли, что нам нужно найти игру?

Она обозначена звёздочкой…

8352.png

Оцените основные параметры деятельностного подхода и приёмы, используемые для формирования предпосылок учебной деятельности.

87635.png

Этот конспект составлен на основе проекта Соловьёвой Валентины Александровны  «В поиках карты…»

Можете с ним познакомиться здесь

8352.png

Просмотрите видео совместной деятельности «Скоро в школу мы пойдём»,  подготовительная группа, воспитатель Серкова Наталья Николаевна.

Проанализируйте приёмы обеспечения субъектной позиции

652.png

Важной предпосылкой становления учебной деятельности является умение осуществлять контроль за способом выполнения своих действий и оценивать их.

Учебная деятельность осуществляется на основе образца действий. Это определяет необходимость  формирования у ребёнка умения сопоставлять свои действия с образцом, контролировать их.

Корнякова Ольга Владимировна, учитель-дефектолог разработала свою систему использования различных форм самоконтроля детей старшего дошкольного возраста.

 Можете с ними  познакомиться здесь

8352.png

Познакомьтесь с игровыми пособиями, которые использует воспитатель Хумонен Ирина Николаевна для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

 Можете с ними  познакомиться здесь 

 

Вы можете стать участниками «Методической копилки» и разместить свои материалы по теме «Обеспечение условий преемственности дошкольного образования». Это возможность представить свои материалы на муниципальном уровне.

Методическая копилка» содержит следующие разделы:

- конспекты занятий и вариантов организации совместной деятельности;

- игровые пособия

- методические разработки

542.png

Материалы можно отправлять на email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

© 2016 - 2024. "Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка".
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!