ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

"Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
МЕНЮ
11
апреля
2020

Условия реализации принципа индивидуализации в образовательной деятельности.

Среди основных приоритетов дошкольного образования на современном этапе выделяются индивидуализация и социализация детей.

Принцип индивидуализации образования является основным в Стандарте:

Индивидуализация –

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Согласно ФГОС ДО в ДОО должны быть созданы условия для индивидуализации, позитивной социализации воспитанников.

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

??? Какие условия нужно создать?

Какие условия определяет ФГОС ДО?

ответ: психолого-педагогические условия, обеспечение требований к РППС

Какой документ регламентирует реализацию этих условий в ДОО?

ответ: Программа

Какие Программы у нас сейчас есть?

ответ: ООП ДО; АООП ДО;  Программа развития ДОО; Рабочие Программы; АОП

Какая из Программ,  по вашему мнению, наиболее эффективно учитывает индивидуальные особенности детей группы?

ФГОС ДО предоставляетвозможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

Задача Рабочей Программы:

  • Определить содержание, объём, порядок образовательной деятельности при реализации образовательных областей с учётом  контингента воспитанников.

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста

направлена создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой

систему условий социализации и индивидуализации детей.

Аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда (орган.раздел)

2) характер взаимодействия со взрослыми (взаимодействие взрослых с детьми)

3) характер взаимодействия с другими детьми (социализация – развитие сотрудничества)

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому (субъектная позиция ребёнка)

Вспомним структуру Рабочей Программы.

В каком разделе Программы мы можем отразить индивидуальные особенности детей группы?

Обычно у нас возрастные особенности из примерной Программы, а нужно…. (вспоминаем ГПО о преемственности)

- количество девочек и мальчиков  определяет содержание РППС, темы недели, приёмы организации совместной деятельности)

- уровень освоения образовательных областей по окончанию  учебного года.

Что нам даст при составлении Программы?

 – если высокий уровень математического развития, можно включить дополнительные задачи…

- если сложности в речевом развитии, спланировать совместно с учителем-логопедом углублённую работу по ЗКР

- интересы, предпочтения детей (список детей с указанием интересов)

познавательные: центр Познания, технологии исследовательской деятельности

конструирование: разнообразие конструкторов, схемы построек, выставки

и т.п.

- работа педагога по опыту работы: конструированием увлечён; рисованием;

внедряет технологию исследовательской деятельности.

 

! Такой подход к составлению Рабочей Программы позволит реализовать принцип индивидуализации, а также сделать вашу Рабочую Программу индивидуальной

Важно учитывать индивидуальные способности детей при составлении РП.

О вариантах их определения и способах поддержки вы можете узнать, познакомившись с  опытом  работы педагога-психолога Крюковой Екатерины Владимировны и воспитателя Соловьёвой Валентины Александровны.

С материалом можно познакомиться здесь

 

Содержательный раздел Рабочей Программы включает описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

В физическом развитии у вас может появиться – подготовка к ГТО.

В познавательном  развитии –  исследовательской конференции.

В художественно-эстетическом – литературная  гостиная.

При организации различных форм образовательной деятельности важно соблюдать психолого-педагогические условия реализации принципа индивидуализации

- Использование методов и форм взаимодействия, адекватных индивидуальным особенностям детей

- Обеспечение вариативности форм организации детской деятельности

- Учет индивидуального темпа деятельности ребёнка

- Использование разнообразных форм организации детей

- Обеспечение эмоционального комфорта

- Партнёрская позиция педагога, сотрудничество между ребёнком и взрослым

- Равноправное, содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми

- Поддержка  положительной самооценки детей, уверенности в собственных возможностях и способностях, успешности детей (создание ситуации успеха)

- Создание условий для свободного  выбора: содержания деятельности, материалов, партнёров.

- Создание  условий  для принятия детьми решений

- Приёмы поддержки интереса к деятельности, активности  детей

- Использование приёмов, побуждающих  детей активно применять свои знания и умения.

8352.png

Познакомьтесь с конспектом совместной деятельности  для детей старшей группы, который составила воспитатель Логинова Светлана Михайловна.

Ответьте на вопросы:

- Этот конспект предполагает организацию совместной деятельности?

- Соответствуют задачи содержанию?

- Этот конспект предполагает:

-  вариативность детской деятельности?

- создание условий для свободного  выбора?

- Создание  условий  для принятия детьми решений

- Использование приёмов, побуждающих  детей активно применять свои знания

и умения.

 

Путешествие в город профессий.

Цель: создание условий для обогащения содержания сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить представление о трудовых действиях в профессиях библиотекарь, пожарный, полицейский, почтальон.
  2. Упражнять в умении работать по схеме.

Развивающие:

  1. Развивать связную речь детей, умение строить рассуждение, используя причинно-следственные связи.
  2. Развивать зрительную моторику и пространственную ориентировку.

Воспитательные:

  1. Содействовать развитию сотрудничества в совместной деятельности.

Предшествующая работа:

- Беседы о профессиях  полицейского, почтальона, пожарного, экскурсия в библиотеку.

- Дидактическая игра: «Четвёртый лишний», «Доскажи словечко», лото «Профессии», альбомы «Полицейский», «Кто такой  библиотекарь».

- Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?»,

Д. Родари  «Чем пахнут ремёсла?», С. Михалков «Дядя Стёпа», С. Маршак «Почта».

Демонстрационный материал: фотографии профессий, фото города профессий, эмблемы профессий, эмблемы профессий, картинки викторины, бесконечная открытка, набор «Путешествие письма», игра «Чьи вещи?», набор «Пожарный».

Раздаточный материал: сумочки, жетоны, наборы «Фоторобот».

Конспект совместной деятельности:

- Дети, когда я была такой же как вы, мечтала работать в детском саду и теперь я – воспитатель.

- А кем вы хотите стать? (ответы детей)

- Однажды со своей внучкой Викой я побывала в самом настоящем городе профессий. Посмотрите на фотографии. Какие профессии вы узнали?

- Вы хотите побывать в таком городе? Мне тоже очень хочется.

Попасть туда не так просто, нужно отгадать профессию по двум предметам. Готовы? Проходят в город.

Эти сумочки для вас. А это доска объявлений. Вы узнали профессии? Посоветуйтесь, куда мы отправимся? (дети выбирают)

  • Полиция.

Кто работает в полиции? (ответы детей)

Есть задание для следователя. Нужно найти человека. Фотографии нет.

По описанию мы можем составить … фоторобот.

Составляют лицо из частей по описанию.

Замечательно. Теперь фотографируем и в поисковик.

Полицейские могут всё и даже помочь сказочным героям. Игра «Кто потерял вещь»

- С заданием справились. Для вас значок полицейского.

Что же ещё есть на доске объявлений?

  • Библиотека

В библиотеке есть разные книги, а у нас бесконечная открытка. Как с ней можно поиграть? (ответы детей)

Договоритесь, кто будет переворачивать открытку, а кто называть сказку и её героев.

Все сказки отгадали, для вас – значок библиотекаря.

На доске объявлений есть ещё профессии. Какую выбираете?

  • Пожарные

Все знают, что пожарные ответственные, смелые … (дети добавляют)

Предлагаю потренироваться.

У пожарного щита лежат разные предметы. Нужно до него добежать и взять предмет, который нужен пожарному.

Какие быстрые!. А сейчас расскажите, зачем нужны эти предметы пожарному?

Замечательно. Для вас – значок пожарного.

Посмотрите. Ещё одно объявление. Нас ждут на…

  • Почта.

Что можно отправить почтой? (ответы детей)

Здесь много картинок, они помогут нам показать, как путешествует письмо.

Письмо написали. Положили в … конверт. Очень важно на конверте написать … адрес.

Выберите картинки и покажите путь письма.

Какое интересное путешествие. На нашу почту пришло много писем. Помогите почтальонам доставить их по адресу.

Письма доставлены. Для вас – значки.

Вы хорошо потрудились в городе профессий. Вам передали настоящие трудовые книжки. Посмотрите, у них разноцветные страницы. На красную вы наклеите значки профессий, задания в которых вам очень понравились.

На зелёную страничку  значок профессии, в которую вы хотите ещё поиграть. Обсуждение с детьми.

8352.png

Посмотрите видео-реализацию этого конспекта.

 

 

Ответьте на вопросы:

- Это занятие или совместная деятельность?

- Какие психолого-педагогические условия реализации принципа индивидуализации реализовал педагог?

- Что не получилось?

 

 

В содержательном разделе Программы должны быть представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Современные подходы к дошкольному образованию ориентируют педагогов на необходимость предоставления достаточно большого количества времени для реализации потребностей детей, их самовыражения в разных видах деятельности.Важно, чтобы в дошкольном дет­стве каждый ребенок приобрел необхо­димый культурный личный опыт, кото­рый является фундаментом полноцен­ного общего развития, позитивной со­циализации и индивидуализации.

Итак, понятие: культурная практика. Главное слово в словосочетании – практика.

Усилия – ребёнок решает задачи, проблемы

Источник умения – ребёнок осваивает новый опыт

В основе знания и способности – опыт, склонности ребёнка

Практика ребёнка – закрепление, применение знаний, умений или решение задач?

Что делает практику культурной?

«Практика ребенка становится куль­турной, — подчеркивает Н.Б. Крылова, — ...когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысле­ния его повседневного опыта.

Культурная практика – процесс приобретения  культурных умений. Такие уме­ния начинают формироваться в период дошкольного детства, а затем «достраи­ваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни и выражают:

• действий и поступков;

• индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;

• принятие и освоение культур­ных норм сообщества,

Виды культурных практик:

Совместная игравоспитателя и детей

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта

Творческая мастерская

Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)

Сенсорный и интеллектуальный тренинг

Детский досуг

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность

Детское экспериментирование

Наблюдения и экскурсии

Детская проектная деятельность

Коллекционирование

Организация мини-музеев и временных и постоянных выставок

Решение творческих задач

Использование художественной литературы в опыте культурных практик познавательного развития дошкольников.

 Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опытаносят проблемный характер и заключают в себе жизненнуюпроблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой онипринимают непосредственное участие. Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ насобытия, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающихпроблем.

8352.png

Познакомьтесь с конспектом ситуации общения, который составила воспитатель Черепанова Светлана Борисовна для детей средней группы «День рождения».

Ответьте на вопросы:

- ситуация предполагает проявление инициативы детей?

- предусматривает применение знаний, умений детей, решение практических задач?

- способствует обогащению сюжетно-ролевой игры?

 

Примерный ход общения:

 Дети,  в детском саду  сегодня много гостей, мы им очень рады. Поздороваемся с ними и улыбнёмся.

 К нам домой тоже приходят гости.  Когда мы их приглашаем? (ответы детей)

Конечно, на праздник. Послушайте загадку, о каком она празднике?

Что, не слышали вы разве? –

К нам летит на крыльях праздник.

День весёлый, добрый, славный,

Самый личный, самый главный.

День шаров воздушных ярких.

День сюрпризов и подарков.

День конфет и день варенья.

Это праздник – День рожденья!

Как называют человека, у которого ДР?

День рождения –  особенный день.

Возьмите по одной картинке о ДР и скажите, какой праздник ДР.

Можно я начну?

ДР – день  … шаров, подарков, улыбок, песен, конфет и шоколада, тортов

(кто говорит – снимает такую же картинку)

Посмотрите, какие чудесные воздушные шары. В них – подсказки.

 Они помогут нам узнать, как подготовиться к проведению ДР.

Предлагаю подумать и сказать, что мы сделаем сначала? (обсуждение..)

1

Приглашение 

Как можно пригласить гостей на ДР?

- по телефону

- при встрече

- передать открытку

Замечательно. Выберите карточку. Найдите себе пару с такой же по цвету.

У кого на карточке картинка – тот именинник и приглашает своего друга на ДР.

Что нужно сообщить? (адрес, время)

Очень хорошие приглашения у вас получились.

2

(обсуждение..)

Уборка в квартире. Игра в кругу

Приглашаю вас в круг. У меня есть чудо-щётка, помощница в уборке дома: у кого она в руках, тот говорит, что мы делаем во время уборки.

Чисто и уютно стало в доме. Молодцы!

Очень интересно, что мы будем делать дальше.

3

«Накроем на стол»

Дети, вы говорили, что ДР – это день тортов, конфет и разных сладостей.

Предлагаю накрыть стол для сладкоежек.

У нас есть посуда, скатерть, но нет продуктов.

Алина, выбери себе помощников, чтобы накрыть на стол.

А Дима пригласит друзей в магазин за сладостями.

В магазине обсуждаем, что кладём в корзину.

Идём к столу – обсуждаем сервировку.

Спрашиваем: «Куда положить конфеты, торт, пирожные, фрукты?

 

Какой праздничный стол получился!

Что же ещё нужно приготовить?

4

Празднично одеться

- Присядьте на коврики, закройте глаза и помечтайте о своём праздничном наряде. А потом расскажите о нём.

Ваши наряды замечательные.

Что же ещё мы забыли сделать?

5

Встреча гостей.

Есть правила встречи гостей. Предлагаю поверить, знаете ли вы их?

Игра со стульчиками: если согласны – поменяйтесь местами; нет – сидите на месте.

- Встречаю гостей с улыбкой.

- Обниму своего друга.

- Я очень рада, что ты пришёл.

- О таком подарке я мечтал всю жизнь.

- У меня уже есть такая игрушка.

- Я не хочу с тобой играть.

- У меня плохое настроение, не хочу никого видеть.

- Как ты хорошо сегодня выглядишь!

- Фу, какой некрасивый у тебя бант.

Умнички, вы знаете как вежливо встречать гостей.

Давайте посмотрим, что ещё нам нужно приготовить.

6

Чтобы гостям было весело, нужно предложить им поиграть. Какие весёлые игры вы любите?

У меня в корзине много игрушек. В какую игру можно поиграть?

Игра на внимание:  «Возьми игрушку»

Мы раскрыли все подсказки.

Что в подготовке ко ДР вам запомнилось?

Какие правила  вам особенно запомнились?

О чём вы расскажите свои друзьям?

Что вам понравилось?

Оказывается, есть ещё замечательный сюрприз в ДР, Посмотрите на картинки, что это?

Сейчас всем очень нравится заканчивать праздники ярким салютом. Из чего мы можем сделать салют? (ответы детей)

У нас есть …

Основные условия организации  культурной практики:

- воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;

- исключить давление на ребенка;

- вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;

- предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой;

- предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве (поддерживать инициативу).

Сенсорный и интеллектуальный тренингсистема заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Как выстроить эту систему так, чтобы ребёнок проявил инициативу, самостоятельность?

Ответ: работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем. Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.

8352.png

Предлагаем посмотреть видеосюжет  тренингов в подготовительной  группе: «Интересная игра», воспитатель Серкова Наталья Николаевна; «Отправим ракету в космос», воспитатель Логинова Светлана Михайловна.

Индивидуализация – создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников.

Одним из таких условий является РППС.

Для практической реализации принципа индивидуализации необходимо наличие содержательно-насыщенной, вариативной и доступной РППС, удовлетворяющей потребности ребёнка в сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных впечатлениях.

Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом.

Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати.

Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных.

В обстановке, ориентированной на развитие индивидуальных способностей, у дошкольника формируется чувство значимости и инициативы. Кроме того дети получают много положительных эмоций, испытывают удовлетворение от собственных достижений.

Познакомьтесь с опытом работы воспитателя Сизюхиной Анны Вячеславовны по организации сенсорно-развивающей среды в группе раннего возраста.

С материалом можно познакомиться здесь

 

Вы можете стать участниками «Методической копилки» и разместить свои материалы по теме «Условия реализации принципа индивидуализации в образовательной деятельности». Это возможность представить свои материалы на муниципальном уровне.

Методическая копилка» содержит следующие разделы:

- конспекты занятий и вариантов организации совместной деятельности;

- игровые пособия

- методические разработки.

945.png

Материалы можно отправлять на email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

© 2016 - 2021. "Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка".
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!