Среди основных приоритетов дошкольного образования на современном этапе выделяются индивидуализация и социализация детей.
Принцип индивидуализации образования является основным в Стандарте:
Индивидуализация –
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Согласно ФГОС ДО в ДОО должны быть созданы условия для индивидуализации, позитивной социализации воспитанников.
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
??? Какие условия нужно создать?
Какие условия определяет ФГОС ДО?
ответ: психолого-педагогические условия, обеспечение требований к РППС
Какой документ регламентирует реализацию этих условий в ДОО?
ответ: Программа
Какие Программы у нас сейчас есть?
ответ: ООП ДО; АООП ДО; Программа развития ДОО; Рабочие Программы; АОП
Какая из Программ, по вашему мнению, наиболее эффективно учитывает индивидуальные особенности детей группы?
ФГОС ДО предоставляетвозможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
Задача Рабочей Программы:
- Определить содержание, объём, порядок образовательной деятельности при реализации образовательных областей с учётом контингента воспитанников.
Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
направлена создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей.
Аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда (орган.раздел)
2) характер взаимодействия со взрослыми (взаимодействие взрослых с детьми)
3) характер взаимодействия с другими детьми (социализация – развитие сотрудничества)
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому (субъектная позиция ребёнка)
Вспомним структуру Рабочей Программы.
В каком разделе Программы мы можем отразить индивидуальные особенности детей группы?
Обычно у нас возрастные особенности из примерной Программы, а нужно…. (вспоминаем ГПО о преемственности)
- количество девочек и мальчиков определяет содержание РППС, темы недели, приёмы организации совместной деятельности)
- уровень освоения образовательных областей по окончанию учебного года.
Что нам даст при составлении Программы?
– если высокий уровень математического развития, можно включить дополнительные задачи…
- если сложности в речевом развитии, спланировать совместно с учителем-логопедом углублённую работу по ЗКР
- интересы, предпочтения детей (список детей с указанием интересов)
познавательные: центр Познания, технологии исследовательской деятельности
конструирование: разнообразие конструкторов, схемы построек, выставки
и т.п.
- работа педагога по опыту работы: конструированием увлечён; рисованием;
внедряет технологию исследовательской деятельности.
! Такой подход к составлению Рабочей Программы позволит реализовать принцип индивидуализации, а также сделать вашу Рабочую Программу индивидуальной
Важно учитывать индивидуальные способности детей при составлении РП.
О вариантах их определения и способах поддержки вы можете узнать, познакомившись с опытом работы педагога-психолога Крюковой Екатерины Владимировны и воспитателя Соловьёвой Валентины Александровны.
С материалом можно познакомиться здесь
Содержательный раздел Рабочей Программы включает описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
В физическом развитии у вас может появиться – подготовка к ГТО.
В познавательном развитии – исследовательской конференции.
В художественно-эстетическом – литературная гостиная.
При организации различных форм образовательной деятельности важно соблюдать психолого-педагогические условия реализации принципа индивидуализации
- Использование методов и форм взаимодействия, адекватных индивидуальным особенностям детей
- Обеспечение вариативности форм организации детской деятельности
- Учет индивидуального темпа деятельности ребёнка
- Использование разнообразных форм организации детей
- Обеспечение эмоционального комфорта
- Партнёрская позиция педагога, сотрудничество между ребёнком и взрослым
- Равноправное, содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми
- Поддержка положительной самооценки детей, уверенности в собственных возможностях и способностях, успешности детей (создание ситуации успеха)
- Создание условий для свободного выбора: содержания деятельности, материалов, партнёров.
- Создание условий для принятия детьми решений
- Приёмы поддержки интереса к деятельности, активности детей
- Использование приёмов, побуждающих детей активно применять свои знания и умения.
Познакомьтесь с конспектом совместной деятельности для детей старшей группы, который составила воспитатель Логинова Светлана Михайловна.
Ответьте на вопросы:
- Этот конспект предполагает организацию совместной деятельности?
- Соответствуют задачи содержанию?
- Этот конспект предполагает:
- вариативность детской деятельности?
- создание условий для свободного выбора?
- Создание условий для принятия детьми решений
- Использование приёмов, побуждающих детей активно применять свои знания
и умения.
Путешествие в город профессий.
Цель: создание условий для обогащения содержания сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить представление о трудовых действиях в профессиях библиотекарь, пожарный, полицейский, почтальон.
- Упражнять в умении работать по схеме.
Развивающие:
- Развивать связную речь детей, умение строить рассуждение, используя причинно-следственные связи.
- Развивать зрительную моторику и пространственную ориентировку.
Воспитательные:
- Содействовать развитию сотрудничества в совместной деятельности.
Предшествующая работа:
- Беседы о профессиях полицейского, почтальона, пожарного, экскурсия в библиотеку.
- Дидактическая игра: «Четвёртый лишний», «Доскажи словечко», лото «Профессии», альбомы «Полицейский», «Кто такой библиотекарь».
- Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?»,
Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?», С. Михалков «Дядя Стёпа», С. Маршак «Почта».
Демонстрационный материал: фотографии профессий, фото города профессий, эмблемы профессий, эмблемы профессий, картинки викторины, бесконечная открытка, набор «Путешествие письма», игра «Чьи вещи?», набор «Пожарный».
Раздаточный материал: сумочки, жетоны, наборы «Фоторобот».
Конспект совместной деятельности:
- Дети, когда я была такой же как вы, мечтала работать в детском саду и теперь я – воспитатель.
- А кем вы хотите стать? (ответы детей)
- Однажды со своей внучкой Викой я побывала в самом настоящем городе профессий. Посмотрите на фотографии. Какие профессии вы узнали?
- Вы хотите побывать в таком городе? Мне тоже очень хочется.
Попасть туда не так просто, нужно отгадать профессию по двум предметам. Готовы? Проходят в город.
Эти сумочки для вас. А это доска объявлений. Вы узнали профессии? Посоветуйтесь, куда мы отправимся? (дети выбирают)
- Полиция.
Кто работает в полиции? (ответы детей)
Есть задание для следователя. Нужно найти человека. Фотографии нет.
По описанию мы можем составить … фоторобот.
Составляют лицо из частей по описанию.
Замечательно. Теперь фотографируем и в поисковик.
Полицейские могут всё и даже помочь сказочным героям. Игра «Кто потерял вещь»
- С заданием справились. Для вас значок полицейского.
Что же ещё есть на доске объявлений?
- Библиотека
В библиотеке есть разные книги, а у нас бесконечная открытка. Как с ней можно поиграть? (ответы детей)
Договоритесь, кто будет переворачивать открытку, а кто называть сказку и её героев.
Все сказки отгадали, для вас – значок библиотекаря.
На доске объявлений есть ещё профессии. Какую выбираете?
- Пожарные
Все знают, что пожарные ответственные, смелые … (дети добавляют)
Предлагаю потренироваться.
У пожарного щита лежат разные предметы. Нужно до него добежать и взять предмет, который нужен пожарному.
Какие быстрые!. А сейчас расскажите, зачем нужны эти предметы пожарному?
Замечательно. Для вас – значок пожарного.
Посмотрите. Ещё одно объявление. Нас ждут на…
- Почта.
Что можно отправить почтой? (ответы детей)
Здесь много картинок, они помогут нам показать, как путешествует письмо.
Письмо написали. Положили в … конверт. Очень важно на конверте написать … адрес.
Выберите картинки и покажите путь письма.
Какое интересное путешествие. На нашу почту пришло много писем. Помогите почтальонам доставить их по адресу.
Письма доставлены. Для вас – значки.
Вы хорошо потрудились в городе профессий. Вам передали настоящие трудовые книжки. Посмотрите, у них разноцветные страницы. На красную вы наклеите значки профессий, задания в которых вам очень понравились.
На зелёную страничку значок профессии, в которую вы хотите ещё поиграть. Обсуждение с детьми.
Посмотрите видео-реализацию этого конспекта.
Ответьте на вопросы:
- Это занятие или совместная деятельность?
- Какие психолого-педагогические условия реализации принципа индивидуализации реализовал педагог?
- Что не получилось?
В содержательном разделе Программы должны быть представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Современные подходы к дошкольному образованию ориентируют педагогов на необходимость предоставления достаточно большого количества времени для реализации потребностей детей, их самовыражения в разных видах деятельности.Важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел необходимый культурный личный опыт, который является фундаментом полноценного общего развития, позитивной социализации и индивидуализации.
Итак, понятие: культурная практика. Главное слово в словосочетании – практика.
Усилия – ребёнок решает задачи, проблемы
Источник умения – ребёнок осваивает новый опыт
В основе знания и способности – опыт, склонности ребёнка
Практика ребёнка – закрепление, применение знаний, умений или решение задач?
Что делает практику культурной?
«Практика ребенка становится культурной, — подчеркивает Н.Б. Крылова, — ...когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта.
Культурная практика – процесс приобретения культурных умений. Такие умения начинают формироваться в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни и выражают:
• действий и поступков;
• индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;
• принятие и освоение культурных норм сообщества,
Виды культурных практик:
Совместная игравоспитателя и детей
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта
Творческая мастерская
Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)
Сенсорный и интеллектуальный тренинг
Детский досуг
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность
Детское экспериментирование
Наблюдения и экскурсии
Детская проектная деятельность
Коллекционирование
Организация мини-музеев и временных и постоянных выставок
Решение творческих задач
Использование художественной литературы в опыте культурных практик познавательного развития дошкольников.
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опытаносят проблемный характер и заключают в себе жизненнуюпроблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой онипринимают непосредственное участие. Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ насобытия, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающихпроблем.
Познакомьтесь с конспектом ситуации общения, который составила воспитатель Черепанова Светлана Борисовна для детей средней группы «День рождения».
Ответьте на вопросы:
- ситуация предполагает проявление инициативы детей?
- предусматривает применение знаний, умений детей, решение практических задач?
- способствует обогащению сюжетно-ролевой игры?
Примерный ход общения:
Дети, в детском саду сегодня много гостей, мы им очень рады. Поздороваемся с ними и улыбнёмся.
К нам домой тоже приходят гости. Когда мы их приглашаем? (ответы детей)
Конечно, на праздник. Послушайте загадку, о каком она празднике?
Что, не слышали вы разве? –
К нам летит на крыльях праздник.
День весёлый, добрый, славный,
Самый личный, самый главный.
День шаров воздушных ярких.
День сюрпризов и подарков.
День конфет и день варенья.
Это праздник – День рожденья!
Как называют человека, у которого ДР?
День рождения – особенный день.
Возьмите по одной картинке о ДР и скажите, какой праздник ДР.
Можно я начну?
ДР – день … шаров, подарков, улыбок, песен, конфет и шоколада, тортов
(кто говорит – снимает такую же картинку)
Посмотрите, какие чудесные воздушные шары. В них – подсказки.
Они помогут нам узнать, как подготовиться к проведению ДР.
Предлагаю подумать и сказать, что мы сделаем сначала? (обсуждение..)
1
Приглашение
Как можно пригласить гостей на ДР?
- по телефону
- при встрече
- передать открытку
Замечательно. Выберите карточку. Найдите себе пару с такой же по цвету.
У кого на карточке картинка – тот именинник и приглашает своего друга на ДР.
Что нужно сообщить? (адрес, время)
Очень хорошие приглашения у вас получились.
2
(обсуждение..)
Уборка в квартире. Игра в кругу
Приглашаю вас в круг. У меня есть чудо-щётка, помощница в уборке дома: у кого она в руках, тот говорит, что мы делаем во время уборки.
Чисто и уютно стало в доме. Молодцы!
Очень интересно, что мы будем делать дальше.
3
«Накроем на стол»
Дети, вы говорили, что ДР – это день тортов, конфет и разных сладостей.
Предлагаю накрыть стол для сладкоежек.
У нас есть посуда, скатерть, но нет продуктов.
Алина, выбери себе помощников, чтобы накрыть на стол.
А Дима пригласит друзей в магазин за сладостями.
В магазине обсуждаем, что кладём в корзину.
Идём к столу – обсуждаем сервировку.
Спрашиваем: «Куда положить конфеты, торт, пирожные, фрукты?
Какой праздничный стол получился!
Что же ещё нужно приготовить?
4
Празднично одеться
- Присядьте на коврики, закройте глаза и помечтайте о своём праздничном наряде. А потом расскажите о нём.
Ваши наряды замечательные.
Что же ещё мы забыли сделать?
5
Встреча гостей.
Есть правила встречи гостей. Предлагаю поверить, знаете ли вы их?
Игра со стульчиками: если согласны – поменяйтесь местами; нет – сидите на месте.
- Встречаю гостей с улыбкой.
- Обниму своего друга.
- Я очень рада, что ты пришёл.
- О таком подарке я мечтал всю жизнь.
- У меня уже есть такая игрушка.
- Я не хочу с тобой играть.
- У меня плохое настроение, не хочу никого видеть.
- Как ты хорошо сегодня выглядишь!
- Фу, какой некрасивый у тебя бант.
Умнички, вы знаете как вежливо встречать гостей.
Давайте посмотрим, что ещё нам нужно приготовить.
6
Чтобы гостям было весело, нужно предложить им поиграть. Какие весёлые игры вы любите?
У меня в корзине много игрушек. В какую игру можно поиграть?
Игра на внимание: «Возьми игрушку»
Мы раскрыли все подсказки.
Что в подготовке ко ДР вам запомнилось?
Какие правила вам особенно запомнились?
О чём вы расскажите свои друзьям?
Что вам понравилось?
Оказывается, есть ещё замечательный сюрприз в ДР, Посмотрите на картинки, что это?
Сейчас всем очень нравится заканчивать праздники ярким салютом. Из чего мы можем сделать салют? (ответы детей)
У нас есть …
Основные условия организации культурной практики:
- воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;
- исключить давление на ребенка;
- вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;
- предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой;
- предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве (поддерживать инициативу).
Сенсорный и интеллектуальный тренинг— система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Как выстроить эту систему так, чтобы ребёнок проявил инициативу, самостоятельность?
Ответ: работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем. Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.
Предлагаем посмотреть видеосюжет тренингов в подготовительной группе: «Интересная игра», воспитатель Серкова Наталья Николаевна; «Отправим ракету в космос», воспитатель Логинова Светлана Михайловна.
Индивидуализация – создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников.
Одним из таких условий является РППС.
Для практической реализации принципа индивидуализации необходимо наличие содержательно-насыщенной, вариативной и доступной РППС, удовлетворяющей потребности ребёнка в сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных впечатлениях.
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом.
Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати.
Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных.
В обстановке, ориентированной на развитие индивидуальных способностей, у дошкольника формируется чувство значимости и инициативы. Кроме того дети получают много положительных эмоций, испытывают удовлетворение от собственных достижений.
Познакомьтесь с опытом работы воспитателя Сизюхиной Анны Вячеславовны по организации сенсорно-развивающей среды в группе раннего возраста.
С материалом можно познакомиться здесь
Вы можете стать участниками «Методической копилки» и разместить свои материалы по теме «Условия реализации принципа индивидуализации в образовательной деятельности». Это возможность представить свои материалы на муниципальном уровне.
Методическая копилка» содержит следующие разделы:
- конспекты занятий и вариантов организации совместной деятельности;
- игровые пособия
- методические разработки.
Материалы можно отправлять на email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.