Адвент – календарь или календарь ожидания Нового года.
Разработчики: Максименко Светлана Владимировна, Алексеева Ирина Николаевна
Актуальной идеей для нашей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР стало создание адвент-календаря, который превращает ожидание праздника Нового года в увлекательную, развивающую и познавательную совместную деятельность детей, их родителей и педагогов.
Такой календарь удачно вписывается в систему планирования педагогом образовательной деятельности по теме недели (лексической теме), не ограничивая проявления творчества и вариативности в подборе содержания мероприятий, видов и форм детской деятельности.
Адвент-календарь является эффективным средством образования и воспитания детей: календарь служит средством привлечения внимания дошкольников, а желание открыть его карманы — мотиватором к выполнению заданий и получению конечного результата деятельности, таким образом способствуя развитию самостоятельности, повышению самооценки у ребенка и воспитанию ценности знаний.
Что такое адвент-календарь? Это календарь ожидания чего-то: праздника, дня рождения, каникул или увлекательной поездки и др.
С историей появления адвент-календаря и вариантами оформления можно познакомиться тут: «История создания и варианты адвент-календарей»
Создание и наполнение Адвент-календаря - это творческий процесс, но всё же следует придерживаться некоторых правил:
1. Стиль оформления должен соответствовать тематике праздника.
Наш календарь (смотрите здесь: «Календарь ожидания Нового 2022 года») - очень яркий и привлекательный, оформлен в виде подвесных кармашков с изображением животных на сосновой ветке. Такие кармашки дети придумывали и изготавливали в творческой мастерской совместно с педагогом.
2. Определённое место календаря.
Календарь размещен на видном месте (входная дверь в групповое помещение) и напоминает детям о том, что праздник приближается. Календарь доступен для детей: каждый ребёнок может свободно подойти к нему, рассмотреть и посчитать дни.
3.Присутствие тайны.
Дети очень любопытны, а наличие кармашков создаёт интерес и предвкушение сюрприза. Варианты заданий и способы их преподнесения детям разнообразны: в кармашках дети могли найти записки от Деда Мороза, карты с указанием места задания, электронные послания (сообщения на телефон) и другие.
4. Очень важное правило адвент-календаря – каждый день новое задание.
Любопытный ребёнок может захотеть увидеть сразу все задания и сюрпризы, поэтому задания добавляются ежедневно. Исключением не были и выходные: задания предлагались для совместной деятельности с детьми дома через группу «ВКонтакте».
5. Задания должны быть приятными, интересными и соответствовать возрасту и возможностям детей.
Они могут быть разной направленности: раскрасить картинку, выучить стихотворение, сделать аппликацию, отгадать загадки, поиграть в новую игру и т.д.; а могут быть объединены одной темой: «Покормите птиц зимой», «Где живут новогодние персонажи: Дед Мороз, Снегурочка, Зимушка- зима?» и др.
Задания для календаря:
9 декабря |
Задание от Деда Мороза: «Освободить постройки на участке от снежного плена» - дети на прогулке очень усердно трудились: очистили снежную крепость и сделали снежколепом запасы снежков и украшения на участке (елочки, снеговики); совместно с педагогами уплотняли снег на горке, а родители вечером помогли ее полить. |
10 декабря |
Задание от Деда Мороза: в конверте лежало птичье перо. Данное задание было фрагментом реализации лексической темы «Зимующие птицы». Дети отгадывали кроссворд, мастерили кормушку и решали проблему: «Чем можно и чем нельзя кормить птиц?» |
11 и 12 декабря |
Это были выходные и задания делали дети с родителями: каждому ребенку учителем-логопедом были подобраны стихотворения для заучивания. Рисунки детей, созданные по мотивам стихотворения, украсили новогоднюю выставку. |
13 декабря |
В этот день стартовала акция «Покормите птиц зимой!»: мы разместили свою кормушку на дереве и, с тех пор, подкармливая птиц, ведем наблюдение за ними. (смотрите презентацию «Покормите птиц зимой!») |
14 декабря |
Дети знакомились с главным символом Нового года – елочкой, рассматривали еловые и сосновые ветки, слушали и пели песни, решали экологическую проблему: «Как спасти елочку?», а в творческой мастерской - создавали нарядные красавицы. |
15 декабря |
Детей ждал сюрприз: дед Мороз неожиданно пришел к детям, узнать, как готовятся к празднику. Дети читали стихи, показывали свою выставку рисунков и рассказывали о снежных постройках на участке. Дед Мороз вручил детям приз - хоккейные клюшки. |
16 декабря |
Дети знакомились с новой игрой - хоккей: смотрели видео, изучали правила, мастерили ворота (опыт: замораживали в формах опоры для ворот из обруча), на прогулках учились управлять клюшкой и шайбой, забивать шайбу в ворота. |
17 декабря |
Украшение группы к празднику: рассматривание новогодних украшений, в творческой мастерской изготовление снежинок (из бумаги и синельной проволоки по схеме). Творческое задание: познакомиться с мастер-классами по изготовлению новогодних украшений. |
18 и 19 декабря |
Дети совместно с родителями выполняли задания Деда Мороза: украшали домашнюю елочку, придумывали свою историю по картине о том, как лесные зверята к Новому году готовятся. |
20 декабря |
Путешествие в прошлое «Истории из бабушкиного сундука» - дети познакомились со старинными елочными украшениями и новогодними открытками. Родители презентовали детям свои семейные коллекции старинных украшений. Результаты такой деятельности были оформлены в личных альбомах. Дети с огромным удовольствием рассматривали альбомы в группе и делились впечатлениями. |
21 декабря |
Рассматривание фотоальбома «Великий Устюг – резиденция Деда Мороза». Познакомились с почтой Деда Мороза, конструировали из бумаги новогодние конверты. Обсуждали и моделировали варианты написания письма деду Морозу (схемы рассказа). |
22 декабря |
В группе заработала почта Деда Мороза: в творческой мастерской дети рисовали на тему «Какой подарок я хочу получить на Новый год». |
23 декабря |
Дети получили видеообращение от Деда Мороза и решили создать ответное письмо. В речевом центре детям предлагалось записать видеописьмо Деду Морозу с использованием своих схем. |
24 декабря |
Праздник у новогодней елочки, фотосессия в карнавальных костюмах. |
25 и 26 декабря |
Дед Мороз предложил новое задание: узнать о жизни новогодних персонажей, которые прибыли к детям на утренник (Зимушка – Зима, Снегурочка, Баба Яга) - индивидуальные детские проекты. |
27 декабря |
День театра и инсценировок: показ детских зимних сказок. Презентация индивидуальных проектов детей. Знакомство с новой игрой-ходилкой «Путешествие по зимнему царству» (с познавательными заданиями). |
28 декабря |
Дед Мороз предлагает детям самостоятельно организовать конкурс. Проблемная ситуация «Как можно организовать конкурс» - знакомство с работой жюри конкурса, подготовка атрибутов. Организация конкурса новогодних стихотворений, в котором дети принимают на себя роль жюри и самостоятельно оценивают выступления сверстников. |
29 декабря |
Знакомство с новогодним персонажем – Снеговичком. Творческая мастерская «Изготовление снеговичков». Конструирование города снеговичков и организация режиссерской игры (смотрите презентацию «С днем рождения Снеговик»). |
30 декабря |
Создание новогоднего настроения: просмотр новогодних мульфильмов и прослушивание новогодних песен. |
31 декабря |
Задание от Деда Мороза: «Всем отличного настроения и интересных развлечений в новогодние каникулы!» |
Как говорил Аристотель: «Познание начинается с удивления». И адвент- календарь «Ожидание Нового года» приятно удивил нас всех.