ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

"Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
МЕНЮ

Главное меню

30
сентября
2013

Кого любят и кого не любят дошкольники

Кого любят и кого не любят дошкольники


Уже в старшей группе детского сада дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни из них становятся более предпочитаемыми для боль¬шинства сверстников, другие — менее. Обычно таких наиболее предпочитаемых детей, к которым тянутся остальные, называют лидерами. Однако термин «ли¬дерство» достаточно трудно применить к группе дет¬ского сада. Феномен лидерства всегда связан с реше¬нием какой-то групповой задачи, с организацией кол¬лективной деятельности. Но группа детского сада не имеет таких четких целей и задач, у нее нет общей, объединяющей всех членов деятельности. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения опреде¬ленных детей, их особой притягательности. Более правильно здесь говорить не о лидерстве, а о привле¬кательности или популярности таких детей. Попу¬лярность, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи или с руководством ка¬кой-либо деятельностью, но она всегда отражает имеющее место предпочтение данного человека или проявление симпатии к нему со стороны других.
Интересно, что воспитатели детских садов далеко не всегда могут правильно оценить степень популяр¬ности ребенка среди сверстников. Педагоги ориенти¬руются в основном на дисциплинированность, успеш¬ность, воспитанность дошкольников, в то время как для самих детей эти качества вовсе не определяют привлекательности их товарищей. Бывают случаи, когда наиболее авторитетные и привлекательные с точки зрения воспитателей дошкольники («любимчи¬ки») не только не являются популярными, но и, на¬против, отвергаются сверстниками. Вместе с тем вни¬мательные родители, наблюдающие своего ребенка в группе сверстников, легко могут определить, на¬сколько другие малыши тянутся к нему, принимают в игру или же, напротив, избегают контактов с ним. И, главное, они видят, переживает ли ребенок свою «отверженность», обижается ли не других, или он уверен в расположении своих сверстников и особых переживаний по этому поводу у него нет. Чем же определяется популярность ребенка среди сверстников и почему одни дети становятся привлека¬тельными для большинства детей группы, а другие, наоборот, вызывают неприязнь и отталкивание? Чтобы ответить на этот важный вопрос, было про¬ведено специальное исследование, в котором срав¬нивались психологические особенности популярных что эти две группы детей практически не различались по уровню разви¬тия интеллекта и мышления. Следовательно, познава¬тельные способности и даже способность к разреше¬нию социальных проблем не обеспечивают популяр¬ности ребенка в группе сверстников. По степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходят своих сверстников. Наиболее существенные различия между популяр¬ными и непопулярными детьми обнаружены в их эмо¬циональном отношении к сверстникам. Эти различия проявились в разных ситуациях.
Во-первых, популярные дети, в отличие от непопу¬лярных, практически никогда не оставались безраз¬личными к действиям сверстника, проявляя интерес к тому, что он делает. Причем эта эмоциональная во¬влеченность имела положительную окраску — по¬пулярные дети одобряли, поддерживали и хвалили других детей. Непопулярные дошкольники предпо¬читали осуждать действия сверстников («У тебя ниче¬го не получается», «Ты только каляки умеешь рисо¬вать») и навязывали свой замысел («Смотри, как надо делать правильно», «Рисуй, как я»).
Во-вторых, популярные дети умели сопереживать другим. Успехи сверстников их отнюдь не обижали, но, напротив, радовали, а промахи огорчали. Непопуляр¬ные же дети либо оставались безразличными к оценке сверстника, либо реагировали на него неадекватно: расстраивались из-за чужих успехов и радовались в от¬вет на промахи и неудачи сверстника. Они не могли со¬гласиться с высокой оценкой других детей, находили у них недостатки и приводили в пример самих себя («А у него все равно ничего не понятно, смотрите, у ме¬ня лучше»). Бывали случаи, когда чрезмерная похвала взрослого, адресованная кому-либо другому, доводила непопулярного ребенка до слез. А вот осуждение и от¬рицательные оценки других вызывали у такого малы¬ша активное согласие и нескрываемую радость.
В-третьих, все популярные дети, независимо от уровня общительности и инициативности, отвечали на просьбы сверстников, выслушивали их предложе¬ния, иногда поддерживали их и очень часто бескоры¬стно отдавали другим то, что было нужно им самим (игрушки, карандаши, сладости). Непопулярные де¬ти никогда этого не делали. И наконец, популярные дети даже в позиции «оби¬женного» предпочитали разрешать конфликты мир¬ным путем, не обвиняя и не наказывая других. Непо¬пулярные же, как правило, находили разрешение конфликта в агрессивных действиях и угрозах. На¬пример, детям показывали картинку с изображением знакомой им ситуации (один ребенок сломал игрушку другого) и спрашивали каждого, что бы ты сделал, ес¬ли бы сломали твою игрушку. Популярные дети обычно, стремились найти конструктивный выход из этой ситуации: «Починил бы», «Взял бы другую иг¬рушку», «Попросил бы, чтобы мне купили такую же». Непопулярные прибегали к враждебно-агрессивным решениям: «Убью», «Позову милиционера», «Стукну • молотком по голове» и т. п.
Итак, психологические исследования показа¬ли, что наиболее важные качества, отличающие по¬пулярных детей от непопулярных, — это не интел¬лект, не творческие способности, не общитель¬ность и даже не организаторские способности, а прежде всего доброта, отзывчивость, способ¬ность помочь и уступить, доброжелатель¬ность и т. п., т. е. те качества, которые обычно называют нравственными. В основе всех этих качеств лежит особое отношение к сверстнику. При таком отношении другой является для ребенка не средством самоутверждения и не конкурентом, а са¬моценной и уникальной личностью. Сам же ребенок при этом открыт для других и внутренне связан с ними. Поэтому популярные дети легко уступают и помо¬гают сверстникам, делятся с ними тем, что у них есть, воспринимают чужие успехи как собственное пора¬жение.
Такое отношение к другим складывается у некото¬рых детей уже к концу дошкольного возраста, и именно оно делает ребенка популярным и предпочи¬таемым сверстниками, успешным в сфере общения. Собственное «я» ребенка не замкнуто в себе, не отго¬рожено психологическими защитами, а открыто для окружающих и внутренне связано с ними. Поэтому популярные дети легко и без колебаний помогают сверстникам, делятся с ними, воспринимают чужие радости и огорчения, как свои. Это совершенно не оз¬начает, что популярные дети не ссорятся, не обижа¬ются, не соревнуются и не спорят. Сравнение себя с другими, соревнование, конкуренция — неотъемле¬мый элемент отношения одного человека к другому. Однако у популярных детей, в отличие от непопуляр¬ных, все это не главное и основное. Защита, утверж¬дение и признание своего «я» не является для них специальной и единственной жизненной задачей. Как ни странно, именно отсутствие стремления всех пре¬взойти, победить и обеспечивает признание других и утверждение ребенка в группе сверстников. А что мо¬жет быть дороже этого?
Но вот у детей, которые отвергаются сверстника¬ми, преобладает отчужденное отношение к другому. Главная их задача в общении заключается в доказа¬тельстве своего превосходства или в защите своего «я». Такая защита может принимать самые разные поведенческие формы и вызывать возможные труд¬ности в общении — от яркой агрессивности и враждеб¬ности до полного ухода в себя, который выражается в замкнутости и застенчивости. Одни дети стремятся продемонстрировать свои преимущества в физической силе, в хвастовстве, в обладании разными предмета¬ми, поэтому они часто дерутся, отнимают игрушки у сверстников, пытаются командовать и руководить ими. Другие, напротив, не участвуют в общих играх, боятся проявить себя, избегают общения со сверстни¬ками. Но во всех случаях отчужденные дети сосредо¬точены на своем «я», замкнуты на собственных пре¬имуществах (или недостатках).
Доминирование отчужденного отношения к свер¬стникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстниками, но и может принести в дальнейшем массу проблем как самому ребенку, так и окружаю¬щим. В связи с этим перед взрослыми встает важная и ответственная задача — помочь ребенку преодолеть опасные тенденции в его развитии, порождающие различные трудности в общении: либо демонстратив¬ность и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность.
Однако во всех случаях главная цель взрослых за¬ключается в том, чтобы помочь малышу преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, не объекты для собственного самоутверждения, а близких и связан¬ных с ним самоценных людей.

Педагог-психолог, Крюкова Е.В.

© 2016 - 2024. "Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка".
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!