ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

"Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МЕНЮ
5
марта
2020

Учите детей отгадывать загадки  

Учите детей отгадывать загадки

 

456789.png

 

Родители не всегда знают и не задумываются о пользе загадок для детей. Загадки учат думать, обогащают словарный запас, расширяют знания о мире, прививают любовь к родному языку. Загадки прекрасно развивают внимание, мышление, память, речь.

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. Содержание загадки отражает жизнь человека и окружающую действительность (загадки о животных и растениях, о временах года, о предметах быта, о явлениях природы).

Загадка – весёлая игра ума. При всей сложности загадок, отгадывание их – это забавная, увлекательная игра, рассчитанная на шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания.

Особую роль загадка играет в развитии мышления детей. Разгадывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Для этого нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять предметы и явления.

Отгадывание загадок развивает наблюдательность, умственную активность, находчивость, сообразительность, самостоятельность, быстроту реакции,  более глубоко осмысливать явления окружающего мира. При этом загадки не утомляют ребёнка, стимулируя любопытство и обучая в игровой форме.

         Загадки – они такие разные! В современных изданиях чаще всего встречаются литературные загадки – авторы С. Маршак, К. Чуковский, В. Степанов и др.

Обратите внимание на народные загадки. Это загадки, которые складывались веками и передавались из уст в уста. Отличаются они певучестью, поэтичностью, выраженной иносказательностью, а также тем, что их достаточно сложно отгадать самостоятельно (например, «Кто над нами вверх ногами?» - муха на потолке).

Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления – величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение и другие. По указанным признакам и надо найти отгадку («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку» - зайка).

Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения («Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает - книга). Отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки.

Метафорические загадки («На землю упало пуховое одеяло, время пришло – одеяло утекло» - снег). Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сравнить предметы или явления из разных, часто очень далёких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное, решить логическую задачу.

В шуточных загадках отразился живой, веселый, бойкий нрав русского народа, умеющего воспринимать жизнь радостно, весело, оптимистически. «Стоит копна посреди двора, спереди вилы, сзади метла» – что это за копна?.. Оказывается, это корова, большая, с рогами, похожими на вилы, и хвостом – метлой. Подобные комичные загадки и их разгадки вызывают у детей много радости и удовольствия.

Как правильно подобрать загадки для вашего малыша?

  1. Следует загадывать детям загадки о тех предметах и явлениях, которые доступны для их наблюдений и понимания. Следует выбирать загадки о предметах, с которыми ребёнок сталкивается в жизни, которые многократно воспринимает, которые оказывают на него эмоциональное воздействие.
  2. Учитывать степень трудности загадки. Младшим дошкольникам стоит предложить простые загадки-описания. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают операциями сравнения, обобщения, сопоставления, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения – поэтому детям 5-6 лет можно предлагать метафорические и шуточные загадки.
  3. Учитывать характер возможных затруднений при отгадывании. Если загадка сложна, родителям необходимо объяснить новые слова и выражения, вместе растолковать переносное значение слова.
  4. Обучение умению отгадывать загадки требует терпения. Следует направлять работу мысли ребёнка: вместе осваивать содержание загадки, припоминать ранее увиденное, находить пути решения логической задачи, знакомить с приёмами отгадывания, учить доказывать правильность отгадки.
  5. Стоит подбирать загадки одной тематической направленности. Так, сегодня загадайте ребёнку загадки только о домашних животных, завтра – об игрушках, в следующий раз – о предметах домашнего обихода, затем – о явлениях природы и т. д. Это значительно облегчит работу мысли малыша.
  6. Придумывайте с ребёнком загадки сами. Это не менее увлекательно и полезно, чем разгадывать готовые загадки. Придумывать загадки можно обо всём. Начинайте с простых описаний окружающих вас предметов. Такое творчество учит ребёнка говорить ярко и образно, смотреть на обычные предметы с новой стороны, находить сходства между разными предметами (например: «Это лесной зверь, она хитрая, рыжая, с длинным пушистым хвостом» - лиса).
© 2016 - 2020. "Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка".