ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

"Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
МЕНЮ

Главное меню

30
сентября
2014

Вредные и полезные игрушки

ВРЕДНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИГРУШКИ


Материал подготовлен педагогом - психологом

Крюковой Екатериной Владимировной

Нормальное детство немыслимо без игрушек. Иг­рушки являются для ребенка той средой, которая, с одной  стороны, позволяет ему исследовать окружа­ющий мир, формировать  и реализовывать свои твор­ческие способности, выражать свои чувства, а также учит общаться и познавать себя. С другой стороны, игрушка — это товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Данный вид товара сохра­няет свой рейтинг во все времена. Подбор игрушек — дело серьезное и ответственное. От успешности этого дела зависит не только игра ребенка, но и прогресс в его развитии.

В настоящее время выбрать игрушку малышу чрезвычайно трудно. Наряду с традиционными куклами, мишками, машинками, мячиками, появились новые, невиданные прежде игрушки-динозавры, трансформеры, пауки, покемоны и т. п.  Как сориентироваться в этом море игрушечной продукции? Как выбрать то, что нужно вашему ребенку? При существующей стихии рынка разобраться в этом непросто. В большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, величины, стоимости, желания угодить малышу).

Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» родители либо вовсе не учитывают, либо целом доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. В результате детские комнаты нередко завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, а нужных и важных для детского развития  нет. Поэтому при выборе игрушек чрезвычайно важно учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможное психологическое влияние  на развитие ребенка. Начнем наш разговор с того, для чего нужны игрушки  и что каждая из них может дать для детского развития. Главная функция игрушки заключается в активации детской деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка внешнюю, так и внутреннюю). Развивающий и образовательный ее эффект определяется прежде всего характером игрового действия. Этот аспект должен отчетливо  осознаваться при покупке игрушек: выбирая ту или иную игрушку, нужно сразу представить, что ваш ребенок будет с ней делать.  

Вполне очевидно, что с игрушкой дети играют. Лучше всего для игры дошкольника подходят игруш­ки, стимулирующие ролевую и режиссерскую игру. Для ролевой игры хорошо иметь наборы для игры в доктора, парикмахера, в магазин, а также детали кос­тюмов и атрибуты, помогающие принять и удержи­вать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка и т. п.). В эту же группу можно отнести транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить). Для режиссерской игры нужны небольшие и, по возможности, симпатичные игрушки, предполага­ющие общение или обращение с ними как с живыми персонажами, мишки, зайчики, собачки — и конеч­но же куклы со всевозможной кукольной утварью. О куклах хотелось бы поговорить подробнее. Дело в том, что в последнее время кукольный мир наших детей стремительно меняется. Появляются кук­лы все более детализированные и автоматизированные, т. е. как бы живущие самостоятельной жизнью. На­пример, выбор ставших уже традиционными Барби се­годня значительно расширился и конкретизировался: Барби с собачкой, Барби на велосипеде, Барби на лы­жах, Барби -учительница географии и т. п. В каж­дом варианте к кукле прилагается обширный набор и соответствующих аксессуаров (например, к собачке-поводок, мисочка, щеточка и даже корм). Ребенку практически уже ничего не надо придумывать - нуж­но просто открыть коробку и- использовать все это бо­гатство по назначению. Вершина натурализма — кук­ла, ожидающая малыша: «дверца» в животе открыва­ется, и оттуда достается ребенок-малыш со всеми анатомическими подробностями.

В самое последнее время Барби «успешно» допол­нили куклы Брац (Bratz). Эти куклы создают образ жесткой, видавшей виды девочки-подростка, с ярким макияжем, томным взглядом и вызывающими, ультро модными туалетами. К ним тоже почти всегда прилагается богатый набор всевозможных атрибутов: зеркало, помада, мобильник, карманный компьютер, гардероб в стиле унисекс, аксессуары и мебель бизнес-леди. Иногда в такие наборы включаются еще и буфет с баром, шикарный автомобиль, мотоцикл или велосипед и т. п.

Большой популярностью у девочек пользуются пупсы, подробно воспроизводящие живого младенца Вaby born). Розовое тельце со складочками, перевязочками и признаками пола создает полную иллюзию настоящего новорожденного. Они «умеют» кушать и справлять естественные надобности. Такие пупсы технически совершенствуются буквально на глазах. У них появляются растущие зубы, которые можно задвинуть» обратно, раздувающееся (и затем умещ­ающееся) тело. Особо впечатляют интерактивные куклы и звери, начинающие по определенной коман­де или сигналу петь, танцевать, махать руками и совершать всякие забавные действия, например медвежонок, котенок или щенок, который умеет обниматься, вилять хвостиком, узнавать голос хозяина и реагировать на него. «Вот кто станет твоим настоящим другом!» - написано в аннотации. Другой пример-робот, изображающий эстрадного певца: при нажимании на разные кнопки он с горящими глазами-лампочками начинает очень громко и надрывно петь шлягеры на разных языках, со страшной скоростью передвигаясь при этом по полу. Выглядит впечатляюще и забавно. Совершенно шокируют так называемые наборы ви­зажиста. Это женская голова (в натуральную величи­ну или уменьшенная копия), предлагаемая в качестве тренажера для обучения искусству макияжа или па­рикмахерскому искусству. Разумеется, принадлеж­ности для создания причесок и макияжа тоже прида­ется. Хранятся они иногда внутри (!) головы, которая открывается как коробка на петлях, а то и вовсе рассеченная пополам для легкости действия воссоединения и разъединения.

И таких «новых кукол» появилось достаточно мно­го. Это и разного рода трансформеры, и монстры, и покемоны и т. д. Все они обладают известной привле­кательностью и для детей, и для взрослых, кажутся очень современными, поскольку хорошо оснащены технически, имеют яркий, порой шокирующий внеш­ний вид и соответствуют последним модным тенден­циям. Как же относиться к этим новинкам игрушеч­ного рынка с точки зрения детского развития? Что они несут ребенку? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вернуться к существу кукольного вопроса и посмотреть — что такое кукла и для чего она нужна дошкольнику.

Кукла-это прежде всего образ человека. Эта игрушка больше всего вызывает и оживляет пред­ставление ребенка о его собственной человеческой сущности. Поэтому кукла в детской игре может и должна действовать как человек. Осуществляя действия с куклами, малыш включается в мир людей: он отражает свой опыт, в особенности то, что его вол­нует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. В такой игре происходит од­новременно два взаимосвязанных, но противополож­ных процесса. С одной стороны, ребенок вкладывает в уста и «организм» куклы свои слова, мысли, пережи­вания, т. е. она является как бы внешним выражени­ем его внутреннего мира, его своеобразным «рупо­ром». С другой стороны, та же кукла задает образ че­ловека, который становится для малыша моделью для уподобления, образцом для подражания, и имен­но через куклу в душу и в сознание ребенка «входят» представления о человеке и связанных с ним катего­риях (красивом и уродливом, хорошем и плохом, доб­ром и злом).

Дошкольник видит в кукле самого себя. Ребенок с достаточно развитым воображением может представ­лять одно и то же лицо веселым, грустным, усталым, озабоченным, лукавым, беспечным. Малыш оживля­ет куклу, и она обретает способность действовать и проявлять свой характер. Но для воображения и фан­тазии требуется пространство.

 В данном случае именно отсутствие избыточных деталей, недостаток под­робностей и являются той благодатной почвой, кото­рая питает развитие детской фантазии.

Что же происходит, когда ребенок имеет в игрушке четко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ  поведения?  Первое — го закупорка, торможение фантазии и самостоятельности самого ребенка. Куклы с под­робно прорисованными лицами, позами, аксессуара­ми навязывают малышу нечто раз и навсегда задан­ие, заранее кем-то определенное — то, что не имеет отношения к его собственным игровым идеям. Если школьник с хорошо развитой игрой еще может быть в некотором смысле независим от навязываемого образа и способен развивать собственную игровую линию, то дети с неразвитой игрой (а таких, как мы же говорили, сейчас большинство) воспроизводят именно тот характер поведения, который выражен в кукле. Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами — это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби - это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество.

Данная тема в известном смысле дополнена новинкой-куклой Bratz, для ко­торой дом — это всего лишь компьютерный стол и бар а досуг - далекая от домашних забот молодежь-«тусовка» на «крутых» автомобилях. Игра с младенцем-роботом превращается в тренировку условных  рефлексов: чтобы он засмеялся - нужно нажать голову, чтобы начал танцевать - качнуть один раз, заплакал - качнуть три раза и т. п. Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком натуралистичны, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребенка возможности дей­ствовать самостоятельно: придумывать, во­зражать и соображать, т. е. играть. Эти куклы сами предлагают строго определенные действия: и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остается только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно.

Главные же качества, которые должны прояв­ляться и развиваться в детских играх — свобода дей­ствий, эмоциональная насыщенность, творческая ак­тивность, изобретательность, — при этом остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Вместе с тем дети быстро привыкают к таким краси­вым и «укомплектованным» игрушкам и просят их еще и еще. Ребенок, получающий все новые и новые игрушки подобного рода, практически в них не игра­ет, а всего лишь манипулирует ими. Он начинает зави­сеть от того, что «заложено» в такой игрушке, и охот­но подчиняется ее требованиям. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности са­ма игрушка навязывает ему определенные дей­ствия. Таким образом, современные игрушки все дальше уходят от детской творческой игры в сторону потреби­тельства и механического использования заложен­ных кем-то операций.

В последнее время все острее встает проблема зави­симости детей от различного вида игр: компьютер­ных, игровых приставок, игровых автоматов и т. п. Дети не хотят и не могут преодолеть «магнетизм» этих занятий, они оставляют друзей, книги, учебу и уходят в мир острых виртуальных ощущений, теряя, таким образом, свою свободу и живя по навязанным правилам игры. Можно предположить, что первый шаг к подобной  зависимости — это игра с игрушка­ми, которые лишают детей инициативы, навязывая им собственные «правила игры».

Еще одна опасность, которую несут последние до­стижения игрушечной промышленности, связана с самим образом куклы. Дело в том, что через игру с че­ловеческими образами формируется модель поведе­ния ребенка не только в игре, но и в обыденной жизни вне игры. Кукольные фигуры буквально телесно воз­действуют на детей в раннем и дошкольном возрасте. На этот феномен, к сожалению, обращается крайне мало внимания. А между тем он чрезвычайно важен, поскольку непосредственно оказывает глубокое фор­мирующее физиологическое воздействие на телесный облик ребенка. Приведем для примера интересный случай. Девочка трех с половиной лет получила в подарок тряпочную куклу, сшитую мамой. Мама торопилась и недостаточно тщательно сделала кукле глаза и рот. В результате лицо получилось несколько асимметричным, глаза зной величины. Кукла очень полюбилась девочке, она, назвала ее своим именем, играла с ней, укладывала себе спать. Спустя пару месяцев мама заметила, что очка прищуривает тот глаз, который у куклы получился меньше, и немного кривит рот. Пришлось перед­елать  лицо кукле. Через некоторое время в мимике дочери искривления пропали.

Замечено, что дети воспроизводят выражение лица, позу и осанку любимой куклы. Иногда они потирают или почесывают поясницу или спину в том месте, где у любимой куклы штамп изготовителя. Такое проецирование и телесное подражание объясняется  тем, что ребенок именно в первое семилетие жизни пластически строит свое тело. Внешнее воздействие запечатлевается не только в его сознании, но и буквально в организме. Впоследствии эти запечатленные действия будут только расти со всеми правильнос­ти и неправильностями, заложенными в раннем и школьном возрасте. Поэтому «страшное», агрессивное или надменное выражение лица куклы, недостатки ее фигуры могут прилипнуть к вашему ребенок, буквально «впечататься» в него. Получается, что вашего сознательного подхода к выбору куклы за­висит как душевное, так и телесное здоровье собственных детей.

Однако куклы, хотя и важные, но далеко не единственные игрушки, нужные дошкольникам для игр.  Кроме  них, существует огромное количество других игровых материалов: всевозможные кубики, пирамидки, конструкторы, пазлы, мозаики, лото, домино, настольно-печатные игры и т. п. Все они, безусловно, необходимы детям и могут принести им не только удовольствие, но и пользу для развития, поскольку способствуют развитию интеллектуально-познаватель­ных и моторных способностей детей. Однако разви­вающий эффект той или иной игрушки зависит от то­го, что и как ребенок может делать с ней.

Возможность (или невозможность) активного дей­ствия ребенка зависит от многих качеств игрушки. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. Так, пластмассовый слоник на колесах, который одновре­менно является и паровозиком, и телефоном, откры­вает, казалось бы, разнообразные возможности для детской активности. Но такое «разнообразие» дезори­ентирует малыша — он не знает, что нужно делать с этой сложной игрушкой — возить, разговаривать по телефону или же кормить слоника. Причем полно­ценное выполнение перечисленных действий весьма ограничено: перевозить что-либо на таком слоне не­возможно (ничего не положишь и никого не поса­дишь); телефонная трубка все время падает; слон не является в полной мере слоном, поскольку он — теле­фон на колесах. Гораздо полезнее было бы в данном случае разъединить эти функции и предложить ре­бенку три разных и понятных по своему назначению и способу действия предмета.

В последнее время появляется большое количество новых необычных, интересных по замыслу наборов для детского творчества. Такие наборы предпо­лагают разнообразные продуктивные виды детской деятельности: вышивание, составление узоров или фресок из крупы или цветного песка, изготовление гравюр, рисование красками на любых поверхностях (стекле, глине, ткани и т. п.). К сожалению, подобные наборы слишком ограничивают выбор материалов для самостоятельной свободной творческой деятель­ности детей. А ведь именно такая деятельность в на­ибольшей мере развивает творческие способности ре­бенка и самостоятельность мышления.

Большим разнообразием отличаются современные конструкторы. Различные варианты замечательного конструктора «Лего», гибкий конструктор «Такеши», разные виды «строительного материала» — от мелких наборов до крупногабаритных конструк­ций, — все они, безусловно, полезны для дошкольни­ков, в том, конечно, случае, если позволяют самостоя­тельно создавать разные постройки и конструкции — домики, мебель, замки, парки и т. п. Особенно важно при этом, если созданные малышом постройки будут впоследствии включены в игры — с куклами или с друзьями.

Однако «полезность» игрушки далеко не единст­венный критерий ее оценки. Игрушка обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Она должна быть увлекательной и привлекательной, что, собственно, и делает ее игрушкой, а не дидак­тическим пособием. Интересы и предпочтения детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых при­влекает внешняя красота игрушки, ее сложность, бо­гатство деталей или же описанное в аннотации разви­вающее значение. У детей несколько другие «при­оритеты». Они могут предпочитать ту или иную игрушку, потому что видели подобную у своих друзей. Однако главное достоинство игрушки, привле­кающее малыша, — это возможность что-либо с ней делать. Только в том случае, если игрушка вызывает желание действовать с ней (разбирать и собирать, передвигать различные части, возить, извлекать новые звуки и т. п.), ребенок захочет скорее взять ее  в руки и начать игру. Чтобы игрушка несла свою развивающую роль, она должна быть не просто привлекательной, но и откры­та для проявления разнообразных форм активности  ребенка. Предметы, предполагающие пусть и полезные, но стереотипные однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, только не игры.  Если материал детской игры будет хотя и привлекательным, но жестким, предполагающим строго определенный способ употребления (как, например, заводные, механические или некоторые электрон­ные игрушки), то сама игра окажется просто упражне­нием или времяпрепровождением, а не активной, твор­ческой деятельностью. Чем более определенной по способу употребления и завершенной по сво­ей конструкции является игрушка, тем мень­ше она оставляет простора для детского творчества. С игрушками, напичканными техниче­скими новинками, ребенку не нужно ничего придумы­вать и воображать. Игрушки, более простые в конст­руктивном решении и менее определенные в способах действия с ними, допускают широкий спектр игровых действий. Соответственно, материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, до­пускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть макси­мально открытой для преобразований. Такие универ­сальные и популярные во все времена игрушки, как мячи, кубики, вкладыши, обычные куколки и т. п., не могут наскучить ребенку, так как благодаря своей простоте они чрезвычайно пластичны, допускают бес­конечные усложнения и тысячи новых комбинаций с ними. Таким образом, открытость для разнооб­разных действий, гибкость и простота — важнейшие требования для хорошей игрушки.

Игра ребенка должна быть самостоятельной (конечно, когда он уже умеет играть). Поэтому иг­рушку нужно рассматривать как особый предмет, по­зволяющий малышу ощутить уверенность в своих си­лах, как опору для самостоятельных действий детей, помогающую им ощутить собственную компетент­ность и автономность. Материал игры должен позво­лять постановку и самостоятельное разрешение все более сложных задач. Наличие в игрушке не только «загадки», но и подсказки вызывает к ней интерес и желание действовать. Предмет игры должен содер­жать понятные для ребенка ориентиры для его самостоятельной деятельности. В качестве примера можно привести такие известные народные игрушки, как пирамидки, матрешки, вкладыши, ко­торые сами «подсказывают» правильный способ дей­ствия. Совершенно новые, незнакомые и непонятные детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте, не дают «подсказки» для самостоя­тельных действий и скорее испугают их, чем вызовут желание играть с ними. Оптимальное сочетание но­визны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для ее решения — важное качество игрушки, стиму­лирующее детскую активность.

Итак, действия ребенка с игрушкой должны быть осмысленными, вариативными и само­стоятельными. Все эти требования к игрушке роди­тели могут использовать при выборе нужного предмета для игры детей. Важно, кроме того, оценивать также технические качества игрушки: ее прочность и качество изготовления. Если у машинки, скажем, отвали­ваются колеса, а у куклы вылезают волосы или болта­ется голова, это сделает невозможной нормальную иг­ру с ней и принесет малышу серьезные переживания.

И наконец самое главное. Ни одна игрушка сама по себе не научит ребенка играть и не разовьет его способности. Игрушка может только помогать на­стоящей детской игре или мешать ей, превращать иг­ру в автоматические манипуляции. Но если ребенок не умеет играть, если у него отсутствует воображение, Желание думать, преобразовывать и создавать новые 'разы и сюжеты, — никакие игрушки не помогут. Только в руках старшего и умеющего играть партнера игрушка станет живой, нужной, стимулирующей во­зражение, а значит, полезной.

© 2016 - 2024. "Детский сад комбинированного вида №38 "Улыбка".
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!